Как устроен аккумулятор шуруповерта
Аккумуляторная батарея — химический источник тока, использующийся для работы беспроводных типов электроинструментов. Накапливание электроэнергии происходит за счет происходящего в аккумуляторе электролиза. Этот процесс создает постоянное напряжение необходимого уровня.
Величины напряжения и емкости составляют главные параметры в накопителе. Единица измерения напряжения — вольт.
Напряжение в батарее возникает из-за разности потенциалов между катодом и анодом. Единицей емкости является ампер-час. Эта величина показывает количество тока, которое выдается батареей в течение часа.
Устройство аккумуляторного блока (АКБ) не зависит от типа модели шуруповерта.
В него включены следующие конструктивные элементы:
- корпус, на котором располагаются контакты;
- последовательно соединенные питающие элементы (батарейки);
- термистор, предохраняющий аккумуляторный блок от перегревания.
Термисторы есть не во всех моделях. Корпус инструмента, состоящий из двух частей, пластиковый. В нем располагается десяток накопителей энергии (в некоторых случаях их больше). Батареи между собой соединены в единую последовательную цепь.
Крайние клеммы соединены с контактами, располагающимися снаружи корпуса. С помощью этих контактов инструмент соединяется с зарядным устройством. Напряжение аккумуляторного блока на выходе — это сумма напряжений соединенных в цепочку батарей.
Снаружи корпуса АКБ предусмотрены четыре контакта:
- два контакта силовые (положительный и отрицательный), назначение которых — заряжать и разряжать АКБ;
- контакт, расположенный вверху, для управления терморезистором;
- контакт, способный при помощи специальной станции зарядить и уравнять размеры зарядов каждого входящего в состав блока накопителя.
Существуют аккумуляторные батареи следующих видов:
- Никель-металлогидридные (или Ni-MN). У них напряжение на выходе составляет 1,2 В. Производители таких батарей позиционируют их как экологически безопасные. Это касается и производства, и дальнейшей утилизации. Несмотря на маленькие, по сравнению с батареями других типов, габариты, они обладают большей емкостью. Еще один плюс накопителей этого вида — работоспособность при низких температурах. К недостаткам Ni-MH-батареек можно отнести высокую стоимость, ограниченный срок службы и повышенную величину саморазряда. При работе не рекомендуется разряжать их полностью.
- Литийионные (или Li-ion). Напряжение батарей этого типа прямо пропорционально количеству накопителей, входящих в АКБ. Диапазон составляет от 1,2 до 3,6 В. Li-ion-аккумуляторы обладают управляющей платой и специальным контроллером, следящими за всеми входящими в блок питающими звеньями. Преимуществом литиевых АКБ считается отсутствие «эффекта памяти», большая емкость, маленький вес. Отсутствие «эффекта памяти» позволяет заряжать батарею по мере потребностей. Желательно хорошо ее зарядить перед продолжительной работой. Заряд может длительно храниться, если батарея подзаряжена хотя бы наполовину. К минусам этого типа батарей относятся их высокая цена, маленький срок эксплуатации, невозможность работать при пониженных температурах. Батареи этого типа являются самыми распространенными — ими оснащено большинство строительных инструментов.
- Никель-кадмиевые (или Ni-Cd). Представляют собой стандарт аккумулятора для всех электроинструментов с АКБ. Достоинства батарей Ni-Cd-типа заключено в их: низкой цене, функции быстрой зарядки, функции передачи максимального тока нагрузки, возможности сохранять высокую емкость при температурах ниже двадцати градусов, возможности совершать до тысячи раз цикл заряда-разряда.
Порядок для зарядки
В Li-ion комбинированный зарядка, она состоит из 2 циклов. Вначале идет непрерывно электрический ток до определенного значения в течение 40 мин., затем также поступает напряжение до 1.5 часов. В импульсном режиме накопитель заряжается быстрее.
Во время использования соблюдают ряд ограничительных условий:
- емкость аккумулятора в 2 раза меньше разрядного тока – при значении равном 2100 мАЧ, допускается ток в 4200 мА;
- нельзя отметку опускать ниже 2.3 вольт;
- перезаряд не должен быть больше напряжения 4.4 В.
Службу автономного режима продлевают подготовкой аккумуляторов к действиям. Его скорость и продолжительность обеспечивает контроллер с правильной калибровкой и модулем накопителя.
Он своевременно восстанавливает потерю энергии. Если производитель не установил этого элемента, АКБ создал из нескольких частей, а питающие компоненты во время разряда не сбалансированы, напряжение выровняется при полном заряде батареи. В литий-ионных устройствах балансир регулирует напряжение с током в отдельных сегментах.
Проверка аккумулятора шуруповерта
Для определения реальных основных параметров аккумулятора проводится проверка.
элементы аккумулятора могут изменить свою емкость
Проверку аккумулятора шуруповерта осуществляют при полной зарядке. Полная проверка проходит в несколько этапов.
Инструменты для проверки
Проверку электрического накопителя можно произвести при помощи:
- вольтметра постоянного напряжения на 15 В;
- амперметра и вольтметра постоянного тока;
- тестера;
- мультиметра.
Из инструментов следует обзавестись:
- плоскогубцами;
- отверткой;
- ножом;
- паяльником.
Первый этап проверки
Показания снимаются периодически
Так, спустя полчаса после начала зарядки значение напряжения будет 13 В. Если измерить еще через полчаса, то напряжение будет равно 13.5 В. Через 2 часа после начала зарядки напряжение уже будет около 14 В. Это говорит о том, что достигнут максимум. У полностью заряженного аккумулятора напряжение имеет значение равное 17 В.
Оценить качество накопителя можно, измерив ток во время процесса зарядки. Если аккумулятор в хорошем состоянии, то для него характерен устойчивый рост тока в 1 час в течение процесса зарядки. Прохождение значения тока отметки в 1 А говорит о нормальном функционировании накопителя.
некоторые элементы в аккумуляторе являются нерабочими
По результатам первой проверки можно составить начальное впечатление о работоспособности аккумуляторных элементов. Это поможет установить необходимость в разборке аккумулятора.
Проверка под нагрузкой
Для ответа на вопрос в течение какого времени разрядится аккумулятор следует произвести проверку накопителя под нагрузкой. Нагрузку нужно выбирать исходя из мощности накопителя. Если она неизвестна, то считается что мощность нагрузки равна половине произведения силы тока, который отдается аккумулятора при работе, на напряжение накопителя. Как правило, это значение принимается равным 35–40 Вт. Таким образом, в качестве нагрузки можно применить автомобильную фару (35 Вт) или воспользоваться спот-лампой на 12 В с такой же мощностью.
в аккумуляторе имеется поврежденный элемент
Проверка элементов питания накопителя
Итак, пусть окажется, что с помощью предварительных проверок было установлено наличие неисправных элементов в накопителе. Тогда необходимо разобрать аккумулятор и извлечь последовательно соединенные элементы питания — «банки». Как уже говорилось выше, аккумулятор состоит из 10–12 таких элементов с напряжением в 1.2 В.
После осмотра следует провести измерение напряжения каждой из «банок». Напряжение одного элемента не должно быть меньше 1.2 В. При проведении измерений аккумуляторные элементы следует отключать от соединений со всякого рода датчиками. Прибор для измерения подключается к полюсам батареи. «Банки» с пониженным напряжением подлежат замене. Если при простом измерении не было выявлено несправных элементов, следует померить «банки» под нагрузкой.
Проверка по величине сопротивления
Способность к нормальному функционированию каждой батареи можно проверить, сравнив «банки» по внутреннему сопротивлению. Определяется величина путем деления рабочих параметров напряжение на силу тока и вычетом сопротивления нагрузки.
В качестве нагрузки следует взять резистор сопротивлением в 10 Ом
Для лучшего понимания приведем примерные расчеты. Допустим, в ходе измерения под нагрузкой получены данные для одной «банки»: рабочее напряжение — 1.19 В и рабочая сила тока — 112 мА. Перед тем как произвести вычисление не забываем перевести значение силы тока из мА в А — 0.112 А. Производим соответствующие действия (1.19/0.112) — 10 = 0.63 Ом. Напомним, что вычитаемое в нашем выражении это сопротивление нагрузки резистора (10 Ом).
Проверка остальных параметров
Каждый вид аккумулятора обладает определенной величиной саморазряда.
Так, в течение месяца хранения:
- никель-кадмиевый аккумулятор может разрядиться на 20%;
- никель-металлогидридные — 30 %;
- литий-ионный накопитель — до 8 %.
Проверка элементов электропитания на наличие «эффекта памяти» осуществляется путем полной зарядки аккумулятора и полной его разрядки. Производят несколько циклов заряд-разрядки (3 или 4). Разрядку аккумулятора можно осуществлять при помощи лампы в 12 В. В ходе действий производят измерения остаточного рабочего напряжения и напряжения холостого хода. После многократного повторения циклов «эффект памяти» исчезнет.
Области применения [ править | править код ]
Малогабаритные никель-кадмиевые аккумуляторы используются в различной аппаратуре как замена стандартного гальванического элемента, особенно если аппаратура потребляет большой ток. Так как внутреннее сопротивление никель-кадмиевого аккумулятора на один-два порядка ниже, чем у обычных марганцево-цинковых и марганцево-воздушных батарей, мощность выдаётся стабильнее и без перегрева.
Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются на электрокарах (как тяговые), трамваях и троллейбусах (для питания цепей управления), речных и морских судах. Широко применяются в авиации в качестве бортовых аккумуляторных батарей самолётов и вертолётов. Используются как источники питания для автономных шуруповёртов/винтовёртов и дрелей, однако здесь намечается тенденция к вытеснению их высокотоковыми батареями различных литиевых систем.
Несмотря на развитие других электрохимических систем и ужесточение экологических требований, никель-кадмиевые аккумуляторы остаются основным выбором для высоконадёжных устройств, потребляющих большую мощность, например фонарей для дайвинга.
Длительный срок хранения, относительная нетребовательность к постоянному уходу и контролю, способность стабильно работать на морозе до -40 °C и отсутствие возможности возгорания при разгерметизации в сравнении с литиевыми, малый удельный вес в сравнении со свинцовыми и дешевизна в сравнении с серебряно-цинковыми, меньшее внутренне сопротивление, большая надёжность и морозостойкость в сравнении с NiMH обуславливают по-прежнему широкое применение никель-кадмиевых аккумуляторов в военной технике, авиации и портативной радиосвязи.
Дисковые никель-кадмиевые аккумуляторы
Никель-кадмиевые аккумуляторы выпускаются также в герметичном «таблеточном» конструктиве, наподобие батареек для часов. Электроды в таком аккумуляторе — две прессованные тонкие таблетки из активной массы, сложенные в пакет с сепаратором и плоской пружиной и завальцованные в никелированный стальной корпус диаметром с монету. Используются для питания различных, в основном маломощных, нагрузок (током C/10-C/5). Допускают только небольшие зарядные токи, не более С/10, так как внутри корпуса должна успевать происходить рекомбинация выделяющихся газов. Благодаря замкнутой конструкции допускают длительный перезаряд с непрерывной рекомбинацией и выделением избыточной энергии в виде тепла. Напряжение такого аккумулятора ниже, чем у негерметичного, и мало изменяется в процессе разряда вследствие избытка активной массы катода, создаваемого с целью ускорения рекомбинации кислорода.
Дисковые аккумуляторы (как правило, в батареях по 3 шт. в общей оболочке, типоразмера аналогичного советскому Д-0,06) широко применялись в персональных компьютерах выпуска 1980–90 годов, в частности PC-286/386 и ранних 486, для питания энергонезависимой памяти настроек (CMOS NVRAM) и часов реального времени при отключенном сетевом питании. Срок службы аккумуляторов в таком режиме составлял несколько лет, после чего батарея, в большинстве случаев — впаянная в материнскую плату, подлежала замене. С развитием CMOS-технологии и уменьшением потребляемой мощности NVRAM и RTC аккумуляторы были вытеснены одноразовыми литиевыми элементами ёмкостью порядка 200 мА·ч (CR2032 и др.), устанавливаемыми в гнёзда-защёлки и легко заменяемыми пользователем, с аналогичным сроком непрерывной работы.
В СССР дисковые аккумуляторы были практически единственными доступными в широкой продаже аккумуляторами (кроме автомобильных и, позднее, NiCd размера AA на 450 мА·ч). Помимо отдельных элементов, предлагалась 9-вольтовая батарея из семи аккумуляторов Д-0,1 с разъёмом, аналогичным «Кроне», которая, однако, входила в отсек питания не у всех радиоприёмников, для которых предназначалась. Поставлялись только простейшие зарядные устройства с током С/10, заряжавшие аккумулятор или батарею примерно за 14 часов (время контролировалось пользователем).
Название аккумулятора | Диаметр, мм | Высота, мм | Напряжение, В | Ёмкость, А*ч | Рекомендуемый ток разряда, мА | Применение |
Д-0,03 | 11,6 | 5,5 | 1,2 | 0,03 | 3 | фотоаппараты, слуховые аппараты |
Д-0,06 | 15,6 | 6,4 | 1,2 | 0,06 | 12 | фотоаппараты, фотоэкспонометры, слуховые аппараты, дозиметры |
Д-0,125 | 20 | 6,6 | 1,2 | 0,125 | 12,5 | аккумуляторные электрические фонарики [ уточнить ] , миниатюрные радиоприёмники |
Д-0,26 | 25,2 | 9,3 | 1,2 | 0,26 | 26 | аккумуляторные электрические фонарики, фотовспышки, калькуляторы (Б3-36) |
Д-0,55 | 34,6 | 9,8 | 1,2 | 0,55 | 55 | прицел ночного видения 1ПН58 (блок из пяти Д-0.55С), фотовспышки, аккумуляторные электрические фонарики, калькуляторы (Б3-34) |
7Д-0,125 | 8,4 | 0,125 | 12,5 | замена батарее Крона |
Выбор типа химии литиевых аккумуляторов
В первую очередь нужно определиться с выбором типа химии литиевых аккумуляторов. Здесь два варианта – либо литий железо фосфатные (LiFePO4), либо литий ионные (Li Ion). Но в любом случае при работе на такую мощную нагрузку нужно учитывать что аккумулятор должен быть способен отдавать необходимый ток без вреда для своего самочувствия! Разберем кратко особенности этих типов аккумуляторов.
Рабочая температура
Если предполагается пользоваться шуруповертом при минусовых температурах, то лучше выбрать литий железо фосфатные (LiFePO4) аккумуляторы. Диапазон температур при котором можно их разряжать -20 ~ 65 °С. У Li Ion емкость на морозе падает быстрее. Если работа в основном планируется при плюсовых температурах, то подойдут и те и другие. Но оба типа аккумуляторов (за исключением некоторых моделей LiFePO4) нельзя заряжать при отрицательной температуре. А верхний предел температуры при заряде у тех и других около 60°С.
Долговечность
Количество полных циклов заряд/разряд у LiFePO4 аккумуляторов более 1000, у Li Ion менее 500. Но! Если не до 0% разряжать и не до 100% заряжать, то количество циклов существенно возрастает. Хранение любые литиевые аккумуляторы лучше всего переносят наполовину заряженные при температуре 0 +10°C. Подробнее о хранении можно почитать в
Рабочее напряжение
Одна ячейка Li Ion аккумулятора при 100% заряде имеет напряжение 4,2 В, при полном разряде около 3 – 2,5 В. Среднее рабочее напряжение 3,7 В.
Одна ячейка LiFePO4 аккумулятора при 100% заряде имеет напряжение 3,6 В, при полном разряде около 2 В. Среднее рабочее напряжение 3,2 В.
Исходя из этого считаем количество последовательно соединенных ячеек для получения необходимого напряжения на выходе АКБ. Это принято обозначать числом последовательных ячеек + символ S (serial – последовательный). Напряжение при таком соединении суммируется.
последовательное соединение ячеек 3s 1p
Li Ion: 1S-4,2 В, 2S-8,4 В, 3S-12,6 В, 4S-16,8 В, 5S-21 В…
LiFePO4: 1S-3,6 В, 2S-7,2 В, 3S-10,8 В, 4S-14,4 В, 5S-18 В…
То есть к примеру, для 12 вольтового шуруповерта нужна АКБ Li Ion 3S, либо LiFePO4 4S.
Рабочий ток
В характеристиках аккумулятора обычно указывают номинальный и максимальный (пиковый) ток разряда. При номинальном токе он способен работать продолжительное время, а при пиковом – несколько секунд
Поэтому для такой мощной нагрузки как шуруповерт необходимо обращать внимание на этот показатель и выбирать высокотоковые модели аккумуляторов
На холостом ходу 12 вольтовый шуруповерт средней мощности потребляет ток 1-2 А, а при максимальной нагрузке (особенно в заторможенном состоянии) ток может достигать 30 А. Поэтому, если предполагается использовать например, аккумулятор GTF HG2 18650 3000 мАч с номинальным и пиковым токами соответственно 10А и 25А, то необходимо делать сборку минимум 3S2P, чтобы не перегружать аккумуляторы. При параллельном соединении двух аккумуляторов допустимые токи удваиваются, при соединении трех – утраиваются и т.д.
последовательно – параллельное соединение ячеек 3s 2p
Признаки, указывающие на истекший срок хранения аккумуляторов
У аккумуляторов для шуруповерта есть определенный срок хранения, который зависит от различных факторов, включая производителя, качество материалов и условия эксплуатации. Когда аккумулятор уже истек, нужно его заменить, чтобы обеспечить надежную работу вашего инструмента. Ниже перечислены несколько признаков, указывающих на истекший срок хранения аккумуляторов:
- Слабая производительность: Если аккумулятор быстро разряжается или не может держать заряд, это может указывать на то, что его срок хранения истек. Если вы замечаете, что при выполнении простых задач аккумулятор быстро разряжается, возможно, стоит задуматься о его замене.
- Замедленное зарядное время: Если аккумулятор заряжается дольше обычного, это может быть признаком истекшего срока его хранения. Обычно аккумуляторы для шуруповерта должны заряжаться в течение нескольких часов. Если процесс зарядки занимает слишком много времени или заряд не сохраняется долго после полной зарядки, значит, аккумулятор уже не такой эффективный.
- Внешние повреждения: Если аккумулятор имеет видимые повреждения, такие как трещины, вздутие, утечка или другие физические повреждения, это может быть признаком проблемы с его сроком хранения. Если аккумулятор имеет такие повреждения, рекомендуется его заменить, чтобы избежать возможных аварий.
- Необычные звуки или запахи: Если при использовании аккумулятора для шуруповерта вы слышите необычные звуки, шипение или чувствуете странный запах, это также может быть признаком проблемы с его сроком хранения. В данном случае рекомендуется обратиться к профессионалам для оценки состояния аккумулятора.
- Отсутствие гарантии: Если срок гарантии аккумулятора истек или производитель отказывается предоставить гарантию, это может указывать на то, что аккумулятор уже достиг своего предельного срока хранения.
Если вы замечаете хотя бы один из перечисленных признаков, рекомендуется заменить аккумулятор для шуруповерта, чтобы обеспечить надежность и эффективность работы инструмента. Не стоит рисковать использованием истекшего аккумулятора, так как он может не только не давать необходимую производительность, но и стать источником опасности.
Типы аккумуляторов и их особенности
Аккумуляторный электроинструмент комплектуется батареями, выполненными на различной основе. Эти АКБ в эксплуатации и при зарядке ведут себя по-разному, и к ним нужен дифференцированный подход, основанный на знании свойств электрохимических источников питания.
Никель-кадмиевый
Классика жанра для переносного электроинструмента. Многие батареи для шуруповертов напряжением от 12 в до 14 в построены на таких элементах. Недорогие, достаточно емкие аккумуляторы получили широкое распространение, долгое время были единственным бытовым типом источников питания с возможностью возобновления энергии. К их плюсам относят:
- способность работать при низких (до минус 40 град.С) температурах;
- отсутствие склонности к самовозгоранию;
- высокую надежность.
К недостаткам, прежде всего, относят проблемы с утилизацией (кадмий токсичен), а также относительный проигрыш по электрическим параметрам батареям, созданным по более поздним технологиям. Однако есть области, где альтернативы Ni Cd элементам нет, и они еще долго не сойдут со сцены.
Никель-кадмиевая батарея от компании Metabo.
Металлогидридный
Аккумуляторы структуры NiMH разработаны на смену никель-кадмиевым электрохимическим источникам тока. Батареи предыдущего поколения обладают хорошими характеристиками, но содержат кадмий – токсичный элемент, создающий проблемы с утилизацией АКБ. Более новые источники имеют несколько большую удельную емкость, но выдерживают меньшее количество циклов заряда-разряда. Также для них характерна большая токоотдача (до 1,5 крат по сравнению с Ni Cd) и меньший ток саморазряда. Никель-металлогидридные элементы можно хранить на холоде (но не при температурах ниже нуля!) до месяца без необходимости последующей подзарядки. Хранение элементов стало безопасным – авиакомпании принимают Ni-MH батареи к перевозке.
По сравнению с никель-кадмиевыми моделями NiMH батареи имеют полное превосходство почти по всем электрическим параметрам, но при низких температурах они работают плохо. В этой категории устаревшая концепция NiCd конкуренции не имеет.
Никель-металлогидридная батарея 18 вольт.
Литий-ионный
Самый популярный тип аккумуляторов. Считается лучшим и передовым по совокупности свойств. К плюсам таких батарей относят:
- высокую удельную емкость;
- низкий ток саморазряда;
- высокую токоотдачу;
- повышенное напряжение единичного элемента имеет преимущество при построении относительно «высоковольтных» батарей (18 в или 20 в) – так как элементов надо меньше, то при том же геометрическом объеме общая емкость будет выше;
- микроскопический эффект памяти (долгое время считалось, что он отсутствует полностью);
- относительно долгий срок службы.
На практике не все так радужно, и у литий-ионных батарей есть существенные недостатки:
- литий-ионные элементы выходят из строя при перезаряде, требуется тщательный контроль под управлением микропроцессоров;
- выходят из строя при глубокой разрядке;
- теряют свойства при хранении (даже без заряда-разряда);
- плохо работают при низких температурах.
Для контроля глубины разряда под нагрузкой и предотвращения перезаряда литий-ионные батареи часто оснащаются встроенным контроллером. Он помогает правильно зарядить Li-ion аккумулятор шуруповерта В этом случае батарея работает в более благоприятных режимах и срок ее службы увеличивается. Но не все производители устанавливают в свою продукцию такие платы, несмотря на декларации об их наличии.
Литий-ионая АКБ на 20 вольт.
Также недостатком аккумуляторов Li-ion считается их склонность к самовозгоранию и к взрыву. Проблема усугубляется тем, что в результате химических реакций для поддержания горения им не нужен приток кислорода извне. А с водой содержимое АКБ реагирует, выделяя еще больше взрывоопасных газов. Поэтому тушить такие элементы очень трудно. В результате после нескольких инцидентов и даже катастроф при перевозке Li-Ion элементов авиакомпании стали вводить ограничения и запреты на транспортировку таких источников тока. О методах восстановления таких батарей можно почитать здесь.
Для удобства сравнения основные свойства аккумуляторов разных типов сведены в таблицу.
Тип батареи | ЭДС одного элемента, В | Количество циклов заряд/разряд | Эффект памяти |
---|---|---|---|
Li-ion | 2,5..4,2 | до 600 | Незначителен для практических целей |
Ni-Cd | 1,37 | до 1000 | Ярко выражен |
Ni-MH | 1,25 (без нагрузки 1,4 В) | 200-300 | Отсутствует при неглубоком разряде |
Как хранить
Для хранения электроинструментов рекомендуется использовать отдельное подсобное помещение. Это может быть гараж, мастерская или кладовка. Место хранения должно быть сухим, проветриваемым и закрытым от прямых солнечных лучей. Если гараж неотапливаемый, зимой его не рекомендуется использовать. Воздействие минусовой температуры может привести к выходу из строя электронных и механических компонентов.
В помещении не должна быть повышенная влажность. Поэтому использовать ванную комнату не рекомендуется. Влага приводит к развитию коррозии и окислению контактов. Избыточная влага может стать причиной замыкания АКБ, что актуально для аккумуляторных моделей.
Шуруповёрт оптимально хранить на стеллажах или просто полке в кладовке. При этом рекомендуется использовать подходящую упаковку. Это может быть пластиковая, металлическая или хотя бы картонная коробка. В том числе можно использовать заводскую коробку. Если шуруповёрт поставлялся в пластиковом кейсе, желательно использовать именно его.
Упаковка должна защищать от попадания влаги и пыли, а также механических повреждений, которые могут произойти, к примеру, при падении с полки. Для дополнительной защиты от пыли шуруповёрт можно упаковать в полиэтиленовый пакет. Если прибор хранится в картонной коробке, желательно дополнительно использовать уплотнительный материал, к примеру, пенопласт пупырчатую плёнку.
Не следует оставлять прибор рядом с агрессивными средами – топливом, спиртом, растворителями, кислотами и т. п. Даже если ёмкость закрыта, может происходить незначительное испарение активного вещества. Агрессивные среды способны негативно воздействовать на пластик, металлические части и электронные узлы прибора.
Инструмент должен быть защищён от прямого воздействия солнечного света и других источников ультрафиолетового излучения. Ультрафиолет приводит к снижению прочности пластика, материал становится хрупким и ломким.
Шуруповёрт вполне можно хранить практически в любом месте квартиры. Если отдельного помещения нет, оптимально использовать антресоли, шкаф или предусмотренные в мебели ниши. Можно оставить на остеклённом балконе. Но, если зимой температура на балконе или лоджии опускается ниже 0°С, не следует использовать это помещение
Важно обеспечить стабильный температурный режим. Электродвигатели плохо переносят резкие температурные колебания, особенно если температура опускается ниже 0°С
Шнур шуруповёрта при хранении должен быть в смотанном виде. Обычно его просто наматывают на рукоятку. Можно смотать кабель в небольшой жгут. Это минимизирует риск повреждения при перемещении техники.
Хранение аккумулятора
В силу мобильности и удобства эксплуатации аккумуляторные шуруповёрты более популярны чем сетевые. Если устройство долго не используется, производители рекомендуют хранить его отдельно от аккумулятора. Батарею следует содержать в отключенном состоянии для продления срока службы. Желательно, чтобы место хранения АКБ было прохладным, но нельзя допускать воздействия минусовых температур. Все виды батарей быстрее теряют ёмкость при воздействии минусовых и высоких температур. Также нельзя допускать воздействия влаги на аккумулятор, это чревато не только преждевременной деградацией, но и замыканием с возгоранием.
Способ консервации может зависеть от типа АКБ. Если используется никель-кадмиевый или никель-металлогидридный аккумулятор, перед отключением его рекомендуется полностью разрядить. После снятия АКБ нужно полностью зарядить. Такие батареи имеют достаточно высокий саморазряд, поэтому при длительном хранении их нужно периодически заряжать
Крайне важно ставить на зарядку только полностью разряженный Ni-Cd или Ni-Mh аккумулятор для предотвращения потери ёмкости вследствие возникновения эффекта «памяти».
Литий-ионные (Li-Ion) АКБ нельзя хранить в полностью разряженном и заряженном состоянии, это негативно влияет на уровень ёмкости. Производители рекомендуют оставлять такие батареи в прохладном месте с зарядом 60-80%. Подзаряжать такие аккумуляторы тоже нужно, но значительно реже, ввиду низкого саморазряда.
Почему контроллер блокирует работу литиевых батарей
Причинами блокировки литиевого аккумулятора являются такие факторы:
- Короткое замыкание. Возникает при превышении допустимого уровня заряда. Контроллер разрывает электрическую цепь. Восстанавливается она только после устранения замыкания. Для разблокирования батарею подключают к зарядному устройству.
- Глубокий разряд. Система защиты не позволяет дальше потреблять энергию аккумулятора. Спасти батарейку можно, начав зарядку телефона оригинальным ЗУ.
- Течение опасных процессов. При критическом разряде начинается бурное течение химических реакций. Внутри корпуса образуются литиевые кристаллы. Взаимодействуя с электродами, они вызывают взрыв. Опасная ситуация возникает при подаче напряжения. Поступление тока блокируется контроллером.
Правила хранения в зависимости от вида
Каждый тип элементов питания следует хранить в наиболее подходящих для них условиях. Далее будут приведены наиболее оптимальные температурные характеристики и особенности длительной консервации аккумуляторов для шуруповёртов.
Литий-ионный
Максимальный срок хранения литиевых перезаряжаемых источников питания составляет 5 лет. Этот показатель может быть значительно уменьшен, если в процессе длительного оставления батареи в неиспользуемом состоянии наблюдались значительные температурные отклонения.
Особенно негативно на внутреннюю структуру Li-Ion АКБ может повлиять хранение зимой в неотапливаемом помещении, например в гараже или на балконе. На морозе происходит кристаллизация электролита, и как следствие, существенное уменьшение ёмкости.
Высокие температуры способны не только снизить величину накапливаемого заряда, но и полностью вывести литиевый аккумулятор из строя. Нагреться элемент питания может от батареи отопления, открытого огня или от воздействия прямых солнечных лучей.
В любом случае, размещение таких изделий должно осуществляться вдали от перечисленных источников инфракрасного излучения. Кроме соблюдения температурных норм хранить Li-Ion батареи рекомендуется заряженными на 60-70%.
Никель-кадмиевый
В отличие от литий-ионных батарей никель-кадмиевые изделия можно хранить разряженными, но совершенно не запрещается перед консервацией произвести полную зарядку аккумулятора. Всё равно эта процедура не позволит сохранить электрический ток надолго, ведь элементы питания этого типа имеют слишком большой уровень утечки электричества.
Хранение никель-кадмиевых батарей на морозе не рекомендуется. Оптимальный уровень температуры для обеспечения длительной сохранности батареи составляет 10 – 12?С.
Если шуруповёртом, в который установлены элементы питания этого типа, долго не будут пользоваться, то рекомендуется осуществить несколько циклов заряд/разряд, прежде чем отправить источник питания на длительное хранение.
Никель-металлогидридный
Достоинство никель-металлогидридных изделий заключается в высокой ёмкости и неплохой работоспособности при отрицательных температурах, но хранить их также рекомендуется при +10?С. Перед длительной консервацией рекомендуется несколько раз зарядить и разрядить элемент.
Чтобы максимально повысить эффективность хранения рекомендуется раз в полгода осуществлять полную зарядку элемента. В отличие от литиевых изделий Ni-Mh аккумуляторыможно и нужно заряжать на 100%.
Воздействие внешних факторов на АКБ
В комплекте к каждому шуруповерту обязательно приложена инструкция, как следует заряжать аккумулятор. В особенности это относится к дорогим моделям. При этом процесс можно выполнять как в помещении, так и в уличных условиях.
Правильное хранение аккумуляторов
Перед тем, как поставить шуруповерт на зарядку стоит учитывать ряд важных нюансов. Необходимо избегать прямого контакта электроинструмента или его батареи с влагой в любом виде — дождь, снег, высокий уровень влажности. Это неизбежно приводит к нарушению электропроводимости, включая развитие ржавчины.
Воздействие прямых лучей солнца тоже губительно сказывается на состоянии, как аккумулятора, так и всего инструмента. Особенно это относится к периоду летней эксплуатации, когда температура воздуха поднимается до +40, а то и больше. Результат — перегрев прибора, нарушение электрического контакта. Данный процесс сразу не заметить и симптомы станут проявляться с течением времени.
Подводные камни при снятии аккумулятора
1. Потеря аккумулятора. В ходе хранения аккумулятор может потеряться или быть украден. Если вы оставляете шуруповерт в непосредственной близости, то есть вероятность, что аккумулятор могут украсть или использовать без вашего ведома. Поэтому, перед сохранением инструмента рекомендуется находить аккумулятор в отдельном безопасном месте.
2. Повреждение аккумулятора. Некачественные или неправильно подобранные органы нагрузки могут повредить аккумулятор при хранении. Это может привести к потере заряда, снижению емкости и сокращению срока службы аккумулятора. Чтобы избежать этого, рекомендуется хранить аккумулятор в прочной оболочке или осуществлять его транспортировку в специальной упаковке.
3. Утрата гарантии. В некоторых случаях аккумулятор может иметь гарантию, которая будет аннулирована, если снимать его с инструмента. Поэтому перед снятием аккумулятора рекомендуется ознакомиться с условиями гарантии и проконсультироваться с производителем.
4. Дополнительные расходы. Возможность потери аккумулятора или повреждения его при хранении настолько серьезные, что большинство производителей рекомендуют покупать дополнительные аккумуляторы. Это может вызвать дополнительные расходы, которые стоит учитывать при покупке шуруповерта.
Важно помнить, что каждый случай индивидуален. Перед снятием аккумулятора с шуруповерта, стоит учитывать особенности использования инструмента и рекомендации производителя