Необходимость уплотнения грунта
Качество уплотнения грунта оказывает прямое влияние на несущую способность материала, уровень его водонепроницаемости. Увеличение интенсивности воздействия на 1% вызывает усиление прочности сырья на 10-20%. Некачественное уплотнение может вызвать просадку грунта, что станет причиной дорогостоящего ремонта сооружения, увеличения расходов на его содержание.
Трамбовка грунтов бывает вибрационной и статической. В первом случае вибрация образуется благодаря движению эксцентрикового груза: частицы в результате ударов обретают максимально плотное состояние, воздействие проникает в толщу материала. Данный способ повсеместно распространен ввиду высокого качества результата. Статистическое уплотнение производится под собственным весом, здесь верхний слой препятствует трамбовке нижних, что не всегда уместно во время строительных работ. К данной процедуре привлекаются катки, функционирующие на пневматических шинах либо гладких вальцах.
Песок может достигнуть максимальной плотности либо в абсолютно водонасыщенном, либо в полностью сухом состоянии. Но этот материал проявляет высокие дренирующие свойства, благодаря которым достаточная утрамбовка может быть выполнена при любом проценте содержания влаги. Но здесь нужно учитывать, что примеси ухудшают способность к выводу воды, материал становится более пластичным, что сказывается и на способности к уплотнению.
ПЕРЕЧЕНЬ нормативных документов и стандартов
1. СНиП 2.05.0.2-85 «Автомобильные дороги».
2. СНиП 4.02-91 и СНиП 4.05-91 «Сборник сметных норм и расценок на строительные работы. Сборник 1. Земляные работы».
3. СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».
4. ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация».
5. ГОСТ 11830-66 «Строительные материалы. Норма точности взвешивания».
6. ГОСТ 8735-88 (СТСЭВ 5446-85) «Песок для строительных работ. Методы испытаний».
7. ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия».
8. ГОСТ 12536-79 «Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава».
9. ГОСТ 22733-77 «Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности».
10. ГОСТ 5180-84 «Грунты. Метод лабораторного определения физических характеристик».
11. ГОСТ 30416-96 «Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения».
12. ГОСТ 12071-84 «Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов».
Расход материалов на сборку опалубки
Чаще всего опалубочные щиты сколачивают из досок, требования к которым изложены в ГОСТ Р. 52086-2003 «Опалубка». В частности, толщина досок для опалубки определена в 40 мм, а для укосов, которыми щиты подпирают снаружи – 50 мм.
На расход пиломатериала при сооружении плитного фундамента влияют толщина и периметр плиты. Первый параметр определяет количество рядов досок в щите, второй – суммарную их длину и количество укосов с шагом в полметра.
Чтобы самостоятельно подсчитать расход пилолеса, чертят схему плиты, и компонуют вокруг неё опалубку и укосы – с учётом размеров используемых досок. Расчёт не сложен, но онлайн-калькулятор сэкономит время и избавит от случайных ошибок. В исходные данные вставляют размеры досок, и сервис выдаст потребность в материале с учётом изготовления укосов с шагом в полметра.
Классификация щебеночно-гравийно-песчаных смесей по зерновому составу
Области применения ЩПС во многом зависят от зернового состава. В соответствии с этим параметром их разделяют на несколько групп.
Материалы для покрытий:
- С1. Самая крупная фракция, которая присутствует в этой смеси, – 40 мм. Ее количество не превышает 10 %. Основная область применения – устройство покрытий, которые должны иметь идеально гладкую поверхность, например посадочных полос аэродромов.
- С2. Максимальный размер зерен – 20 мм. В состав входит щебень с высокой морозостойкостью. Материал используется для создания дорожных покрытий I-III категории, устройства посадочных полос, при благоустройстве ландшафта на частных территориях. Покрытие, полученное с использованием ЩПС С2, отличается устойчивостью к воздействию воды, механических нагрузок, температурных перепадов.
Смеси для оснований (непрерывная гранулометрия):
- С3. Максимальный размер зерна – 120 мм. Основная цель применения этого материала – создание дополнительных слоев основания дороги. Применение ЩПС С3 позволяет сэкономить бетон и асфальтобетон.
- С4. Наибольший размер зерна – 80 мм. Содержание крупной фракции не должно превышать 10 %. Материал, содержащий щебень с радиационным показателем не более 300 Бк/кг, может использоваться в жилом строительстве. Также он востребован при устройстве автодорог, укрепления обочин, создание балластной призмы трамвайных и ЖД путей.
- С5. Максимальный размер зерна – 40 мм. Смесь применяется при строительстве зданий жилого и производственного назначения, устройстве автодорог, для укрепления обочин.
- С6. Наибольшая фракция – 20 мм. Используется практически во всех областях жилого, промышленного, дорожного строительства.
- С7 и С8. Эти мелкофракционные материалы применяются для создания нижнего слоя автодорог.
Материалы для основания (прерывистая гранулометрия):
- С9. Крупнофракционная смесь содержит крупные гранулы до 80 мм. Применяется при строительстве автодорог, автостоянок, площадей, укреплении обочин.
- С10. Максимальный размер зерен – 40 мм. Этот сыпучий материал востребован на начальном этапе строительства автодорог.
- С11. Наибольшая фракция – 20 мм. Основная область применения – дорожное строительство.
ЩПС в дорожных работах
Щебеночно-песчаные смеси активно применяются и в строительстве дорог, в этой сфере востребованы ЩПС С3-С6. Смеси с крупным щебнем в составе группы С5, С6 используются при создании нижнего слоя дорожных оснований, они обеспечивают устойчивость дорожного полотна под влиянием нагрузок, препятствуют появлению трещин на его поверхности. С3 и С4 применяются в асфальтовых и покрытиях . С 6 используется при сооружении массивных бетонных конструкций, площадок для тяжелого автотранспорта, создании взлетных полос аэродромов.
К качественным характеристикам ЩПС можно отнести неограниченный срок хранения, смеси можно складировать даже под открытым небом в непосредственной близости от места проведения работ, с течением времени они не потеряют своих качеств, это полностью готовый к применению материал, не требующий использования смесительных установок в процессе создания дорожных оснований. Приобретение щебеночно-песчаной смеси более выгодно, чем покупка двух компонентов смеси и самостоятельное их смешивание в нужных пропорциях.
Другие технические характеристики песка
Удельный вес (плотность) песчаной массы напрямую зависит от размера зерен. Удельную плотность подразделяют на насыпную и истинную. Истинная плотность в среднем составляет 2,5 тонны/м?. На практике же в основном в расчетах используют насыпную удельную плотность (то есть, количество сырья в сыпучем, неуплотненном состоянии, содержащегося в одном метре кубическом). При определении этой величины помимо объема частиц учитывают и пустоты между ними: в результате получается, что величина насыпной плотности немного меньше, чем величина истинной. Насыпная удельная плотность речного песка – 1,3?1,5 тонны/м?.
Основное достоинство речного песка – отсутствие в нем глины, ила и пылевидных примесей (они составляют около 0,7% от общего веса), что хорошо сказывается на свойствах готовых сухих смесей, в состав которых входит этот сыпучий материал.
Что касается радиационной безопасности, то практически все природное сырье относится к первому классу: то есть, радиационно безопасно и пригодно для всех видов работ.
При производстве строительных работ важны не только такие характеристики песка, как размер частиц, наличие глинистых составляющих, удельный вес, но и коэффициент фильтрации (выражен в расстоянии, которое преодолевает жидкость в толще материала в течение суток), характеризующий способность песчаной массы пропускать воду. Значение этого показателя во многом зависит от структуры материала, а также от количества тех или иных примесей, находящихся в нем: чем чище и крупнее песок, тем выше его водопроницаемость. Сырье с глиной имеет низкую водопроницаемость, так как глина практически не пропускает жидкость. Следовательно, область применения такого материала существенно сужается. Коэффициент фильтрации песка (размер частиц – 2?2,5 мм) составляет 5?20 м/сутки; а материала с размером гранул 1?2 мм – варьируется в пределах от 1 до 10 м/сутки (для сравнения: у карьерного песка коэффициент фильтрации – 0,5?7 м/сутки).
Специфика определения коэффициента уплотнения
Плотность скелета грунта, когда земляное полотно поддают стандартному уплотнению, вычисляется в лабораторных условиях. Принципиальная схема исследования заключается в помещении образца почвы в стальной цилиндр, который сжимается под воздействием внешней грубой механической силы – ударов падающего груза.
Важно! Наивысшие показатели плотности грунта отмечаются у пород с влажностью чуть выше нормы. Эта зависимость изображена на графике ниже
Каждое земляное полотно имеет свою оптимальную влажность, при которой и достигается максимальный уровень уплотнения. Этот показатель также исследуют в лабораторных условиях, придавая породе разную влажность и сравнивая показатели уплотнения.
Реальные данные – это конечный результат исследований, измеряющийся по окончании всех лабораторных работ.
Технология уплотнения грунта катком или виброплитой при помощи щебня
Преимущественно щебень используется для уплотнения верхнего слоя грунта. Предварительно проводится исследование почвы, бурят отверстие на 50-70 см вглубь, затем определяется наличие грунтовых вод, состава, типа грунта.
Технология уплотнения грунта щебнем в промышленных условиях включает в себя использование крупногабаритной техники: бульдозеров, тракторов, экскаваторов, в небольших, домашних условиях, может применяться и обычная лопата. Также необходимо определить водянистость почвы, возможно ее придется увлажнить или наоборот подсушить.
Уплотнение грунта
После формирования котлована, засыпают щебнем и при помощи виброплиты или катка уплотняют его. Следует учитывать, что слой станет меньше после трамбовки. Рекомендуется делать углубление на 50 см, засыпая поверхность щебнем, но может потребоваться и другая глубина.
Трамбовка продолжается до тех пор, пока почва не перестает оседать, иначе фундамент обречен на крошение. Проверка уплотнения щебня может проводиться при помощи того же оборудования, определяя, есть ли движение в верхнем слое.
Преимущественно процедура трамбовки сначала производится в вырытом котловане до засыпания материала, чтобы предотвратить продавливание грунта. Подробно об уплотнении грунта щебнем смотрите в видео.
Расценка на процедуру уплотнения может сильно колебаться в зависимости от компании подрядчика, качества и типа щебня, но особенно сильно зависит от удаленности участка стройки, а также сложности условий.
В некоторых случаях требуется повышенная плотность насыпи, когда окружающие условия склонны к разрушению фундамента, например, болотистые места, повышенная влажность, риск оползней и т.д.
Песок и щебень в МО — самые низкие цены здесь!
Коэффициент уплотнения (трамбовки) ПГС, песка, щебня, грунта.
Коэффициент уплотнения (Купл)
— это нормативное число, которое определяется ГОСТами и СНИПами, учитывающий во сколько раз сыпучий материал ( а именно ПГС, песок, щебень, грунт и др.) уплотнился (следовательно, уменьшился и его наружный объем) при перевозке и трамбовке. Значение его колеблется в пределах 1,05 — 1,52:
Вид инертного материала | Купл (коэффициент уплотнения) |
ПГС (песчано-гравийная смесь) | 1,2 (ГОСТ 7394-85) |
Песок для строительных работ | 1,15 (ГОСТ 7394-85) |
Керамзит | 1,15 (ГОСТ 9757-90) |
Щебень (гравий) | 1,1 (ГОСТ 8267-93) |
Грунт | 1,1-1,4 (по СНИП) |
Коэффициент уплотнения учитывают от объёма поставленного сыпучего материала (грунт, пгс, песок, щебень, керамзит и т.д.), а также от механизма уплотнения (трамбовки). Немало важным является само качество инертного материала. К примеру, ПГС (песчано-гравийная смесь) может содержать различное содержание гравия (от 10% до 90%), а отсюда меняться К упл. Исходя из этого, данные в таблице предоставлены средние.
Коэффициентом уплотнения называется безразмерное число, показывающее степень уменьшения наружного объема сыпучего зернистого строительного материала при его перевозке транспортом или трамбовке. Используется применительно к песчано-гравийным смесям, песку, щебню, грунту.
Каждый вид щебня имеет свою маркировку, указанную в принятом стандарте (ГОСТ 8267-93). В нем же описаны методы определения коэффициента уплотнения.
Производители должны указать данный параметр в маркировке щебня того или иного вида. Степень уплотнения определяется также специалистами экспериментальным путем. Результаты могут быть получены в течение 3-х дней. Величину уплотнения щебня измеряют и экспресс методами. Для этого используются статические и динамические плотномеры. Расходы на измерение значения коэффициента в лабораторных условиях значительно ниже, чем прямо на стройплощадке.
Для чего нужно знать значение коэффициента уплотнения?
Знание точного значения Ку (коэффициента уплотнения щебня) требуется для определения: а) массы закупаемого строительного материала; б) степени дальнейшей усадки щебня в строительных работах. В обоих случаях нельзя допускать погрешностей.
Массу щебня (в кг)можно вычислить перемножив значения 3-х величин:
— объема заполнения (в м3); — удельного веса (в кг/м3); — коэффициента уплотнения (в большинстве случаев колеблется в пределах от 1,1 до 1,3).
Специалисты пользуются таблицами средней массы щебня в зависимости от фракции. Так, например,в 1 м3
щебня умещается1500 кг фракции 0-5 мм и 1470 кг – фракции 40-70 мм .
Работ с сыпучими материалами связана и с такой величиной, как насыпная плотность. Ее учет обязателен в процессе расклинцовки, укладки щебня, расчета состава бетона. Ее значение определяется опытным путем с помощью специальных сосудов (объем до 50 л). Для этого, разность масс пустого и наполненного щебнем сосуда, делится на объем самого сосуда.
Расклинцовка
— плотная укладка щебеночного основания с помощью зерен различных фракций. Суть технологии –заполнение больших пустот между крупными зернами мелкими кусками.
Трамбовка
– одно из обязательных условий упрочения основания дорог или фундаментных оснований зданий. Проводится с помощью специальной техники (механический каток, виброплита) или ручной трамбовки. Качество уплотнения контролируется специальным прибором. Величину уплотнения (трамбовки) можно определить несколькими методами. В частности, методом динамического зондирования.
Коэффициент уплотнения
также используется при расчете необходимого количества сыпучих материалов для планировки участка щебнем. Пусть толщина укладки – 20 см. Какое количество отсева нам нужно для 1 м2 участка? Умножив объем участка на удельный вес (1500 кг/м3) и на коэффициент уплотнения (1,3), получим 390 кг.
Следует помнить, что различные фракции щебня обладают разным коэффициентом уплотнения. Этот параметр приобретает большое значение при выполнении проектировочных работ на основе щебня.
Расчет уплотнения щебня с использованием коэффициента
Учет уплотнения щебня с технической точки зрения сложнее, поскольку этот материал имеет более крупное зерно. Для лабораторных исследований проводится пять выборочных измерений с жесткими требованиями, но выполнить их на строительной площадке невозможно. Поэтому для расчетов применяется простой способ — данные из паспорта продукции умножаются на коэффициент. Например, щебень 20-40 в количестве одного кубометра будет весить примерно 1,4 тонны. Это укладывается в рамки, установленные СНиП 3.06.03-85.
Стандарт требует, что при перевозке материала применялся коэффициент 1,1, а вот при укладке и последующей трамбовке — 1,52, что следует учитывать при расчетах закупки в количестве более пяти кубометров
При этом делать расчет с использованием коэффициента при расклинцовке крупных фракций не имеет смысла — засыпается на более крупный материал и трамбуется так, что его уплотнение теряет значение.
Строительная практика показывает, что точный расчет закупки песка и щебня с учетом коэффициентов уплотнения дает эффект на объемах примерно 5 кубометров и более. При меньших объемах погрешность измерения и самого расчета создает отклонения, которые не позволяют с высокой точностью определить заданные величины.
Типология методов уплотнения грунта
Существует условная система подразделения методов уплотнения, группы которых формируются исходя из способа достижения цели — процесса выведения кислорода из слоев почвы на определенной глубине. Так, различают поверхностное и глубинное исследование. Исходя из типа исследования, специалисты подбирают систему оборудования и определяют способ его применения. Методы исследования почвы бывают:
- статическими;
- вибрационными;
- ударными;
- комбинированными.
Каждый из типов оборудования отображает метод применения силы, например пневматический каток.
Частично такие методы применяются в малом частном строительстве, другие исключительно при построении крупномасштабных объектов, возведение которых согласовано с местной властью, так как некоторые из таких строений могут оказывать влияние не только на заданный участок, но и на окружающие объекты.
Значение показателя коэффициента уплотнения
Потребность в определении точных показателей плотности песка появляется в ходе его транспортировки, заполнения емкостей и котлованов, трамбовки, расчета пропорций для замешивания строительных растворов. Коэффициент уплотнения – это базовый учитываемый показатель, он иллюстрирует:
- уменьшение объемов материала по итогам транспортировки;
- степень соответствия укладываемых прослоек отраслевым нормативам.
Рекомендуемые значения прописываются в проектной документации, они определяются видом выполняемых работ, типом возводимой постройки.
Коэффициент уплотнения песка выглядит как нормативное число, отражающее степень уменьшения общего объема материала в процессе транспортировки и укладки, сопровождающейся трамбовкой. Если использовать упрощенную формулу, его рассчитывают как отношение массы, характерной для конкретного объема (имеются в виду показатели по результатам снятия проб), к лабораторному эталонному параметру. Последний зависит от размера фракций и вида наполнителей, он находится в пределах 1,05-1,52. Применительно к строительному песку значение коэффициента составляет 1,15, он важен при составлении сметы материалов.
Строительный песок должен иметь значение коэффициента 1,15
Реальный объем привезенного песка находят посредством умножения показателя уплотнения в ходе транспортировки на полученные результаты обмера. Диапазон допустимых рамок обязательно прописывается в договоре, регламентирующем покупку материала.
Распространены обратные ситуации, когда для проверки поставщика планируемый объем доставленного песка делят на коэффициент уплотнения и сверяют с реальными показателями. В частности, 50 кубометров песка утрамбуются в кузове так, что по факту будет доставлено на объект 43,5 кубометров.
Нормативные значения
Коэффициент уплотнения песка представляет собой зависимость массы, характерной для определенного объема контрольного образца (иначе – плотности) к принятому эталонному стандарту.
Лабораторные исследования позволяют получить эталонные параметры плотности, эти характеристики закладываются в основу оценочных работ, цель которых – определение качества сданного заказа, его приверженности отраслевым требованиям. Нормативными документами, в которых прописаны общепринятые эталонные рамки, считаются:
- ГОСТ 8736-93,
- ГОСТ 25100-95,
- ГОСТ 7394-85,
- СНиП 2.05.02-85.
Дополнительные сведения и ограничения указываются в проектной документации. Как видно из данных таблицы, коэффициент уплотнения находится в рамках 0,95-0,98 от стандартного значения.
Нормативы для типичных видов работ
Сущность манипуляций | Принятый коэффициент уплотнения |
Восстановление дорожных траншей в зоне инженерных коммуникаций | 0,98-1 |
Обратная засыпка траншеи | 0,98 |
Заполнение пазух | 0,98 |
Вторичное заполнение котлована | 0,95 |
В качестве номинала используется твердая структура, обладающая известными значениями влажности и рыхлости. Объемный вес определяется как взаимозависимость массы содержащихся в песке твердых частиц и потенциальной массы смеси, в которой вода могла бы занять весь объем грунта.
Для вычисления плотности речного, карьерного, строительного сырья берутся пробы вещества и направляют на лабораторные исследования. Во время изысканий песок подвергают уплотнению водой до тех пор, пока он не достигнет указанной в нормативах степени влажности.
ЩПС: состав, виды, характеристики, области применения
- Классификация ЩПС по зерновому составу
- Основные характеристики щебеночно-песчаных смесей
- Области применения ЩПС
- Преимущества использования ЩПС
Щебеночно-песчаная смесь (ЩПС) – комплексный строительный материал природного происхождения, который является побочным продуктом при добыче и переработке горных пород. Смесь щебня, гравия, песка доставляется на специальные обогатительные заводы. Там ее дробят, очищают от мусора, сортируют. Производство этой продукции отличается простотой и отсутствием сложного дорогостоящего оборудования, что обеспечивает ее невысокую стоимость. Качественные характеристики ЩПС, широко применяемых при строительстве автомобильных дорог и аэродромов, регламентируются ГОСТом 25607-2009.
Фракция
Гранитный щебень является наиболее распространенным вариантом, потому что обладает высоким уровнем устойчивости к температурным воздействиям и практически не поглощает воду. Прочность гранита соответствует всем техническим требованиям. Наиболее популярные фракции гранита:
мелкозернистый – 5-15 мм;
Фракция 5-15
мелкий – 5-20 мм;
Фракция 5-20
среднем мелкий – 5-40 мм;
Фракция 5-40
средний – 20-40 мм;
Фракция 20-40
крупный – 40-70 мм.
Фракция 40-70
Каждая разновидность имеет различные сферы применения, преимущественно используется мелкая фракция шлака для:
формирование опалубки, фундамента;
Формирование фундамента
приготовление балластных слоев, которые необходимы для ЖД путей и дорог;
Насыпь железных дорог
добавляется в строительные смеси.
Строительная смесь
Необходимость знать коэффициент усадки нерудного материала
Водонепроницаемость и несущая способность инертного материала зависит от качества его уплотнения. Прочность грунта и так далее повышается от 10 до 20%, если интенсивность воздействия на насыпь увеличивается всего лишь на 1%. Когда трамбовка осуществляется некачественно, может произойти просадка почвы. В результате придется проводить дорогой ремонт постройки и тратить больше средств на содержание здания.
Просадка плохо утрамбованного грунтаИсточник новости-волжского.рф
Нужно обязательно определять коэффициент уплотнения щебня 20 40, ПГС, отсева, песка при трамбовке для выполнения качественного дальнейшего строительства. Этот параметр необходимо знать, чтобы:
- приобрести требуемый объем материала, который нужен, например, для устройства песчано-щебеночных подушек, засыпки котлована, траншей;
- безошибочно рассчитать объем бетона, необходимого для возведения фундамента или заливки перекрытий;
- проверить объем природного нерудного ископаемого, привезенного на объект;
- вычислить усадку почвы во время строительства фундамента или монтажа плитки на дорожках.
Качественное уплотнение грунта спецтехникойИсточник ivnstroy.ru
Коэффициент усадки при засыпке котлована
Усадка – это одно из многочисленных строительных понятий. Под собственным весом или в результате давления строительных конструкций инертные материалы уменьшаются в объеме, потому что происходит их уплотнение. Именно этот процесс называют усадкой. Ее величину не оставляют без внимания, когда осуществляют засыпку котлована и других углублений в земле. Если не учитывать, например, коэффициент уплотнения речного песка, тогда через определенный период образуется провал.
Для заказа требуемого количества нерудного природного ископаемого необходимо предварительно вычислить объем ямы. Для этого нужно измерить ее ширину, длину и глубину. Потом все значения перемножаются. Полученное число будет соответствовать объему ямы. Затем вычисленную величину умножают на насыпную плотность использующегося инертного материала для засыпки.
Засыпка котлована после монтажа фундаментаИсточник sverit.ru
Коэффициент уплотнения во время перевозки
Если грузовик перевозит щебень в количестве, например, 6 м? по дороге, на которой встречаются выбоины, то материал в кузове будет постепенно уплотняться из-за вибрационного воздействия. Другими словами, во время движения машины происходят его утряска. Из-за нее объем щебня уменьшится и составит примерно 5,45 м?.
Чтобы убедиться, что грузовик привез заказанное количество материала, необходимо знать его объем после усадки в кузове машины и коэффициент уплотнения. Потом нужно эти значения перемножить. В результате удастся узнать начальный объем груза. Простой расчет позволит убедиться в честности продавца инертного материала, если вычисленное значение будет соответствовать цифре, которая указана в документах.
Коэффициент уплотнения на строительном объекте
Нередко появляются трещины в только что построенном здании. Некоторые домовладельцы также сталкивались с ситуацией, когда на дорожках проваливалась тротуарная плитка. Такие неприятности случаются при неправильном расчете усадки почвы.
Провалившаяся тротуарная плиткаИсточник om-saratov.ru
Предварительное определение коэффициента уплотнения грунта позволяет вычислить его степень усадки при конкретных условиях. К примеру, это может быть давление дома. При этом определенные типы почв отличаются очень сильной усадкой. Такие грунты обычно замещают другими инертными материалами.
Понятия и определения
2.1.1. Требуемый объем песка природного сложения в сосредоточенных
резервах или карьерах ,когда он согласно транспортной схеме используется
непосредственно для устройства конструктивных элементов земляного полотна (насыпь
или дополнительные подстилающие слои дорожной одежды), следует определять по
формуле
,
где — геометрический
объем грунта устраиваемого конструктивного элемента (земляное полотно,
дополнительный подстилающий слой) в уплотненном состоянии;
коэффициент
относительного уплотнения (отношение требуемой плотности (скелета) сухого
грунта в конструктивном элементе
к плотности (скелета) сухого грунта в источнике получения.
Требуемый объем песка, исчисляемого и транспортных средствах
(автомобили-самосвалы, железнодорожные полувагоны и т.п.), когда он находится в
разрыхленном состоянии, следует рассчитывать по формуле
,
где — геометрический объем
грунта устраиваемого конструктивного элемента
земляного полотна в уплотненном состоянии (при требуемой плотности);
—
коэффициент относительного уплотнения (отношение
требуемой плотности сухого (скелета) песка в конструктивном элементе к насыпной плотности сухого грунта, определяемой
при естественной влажности в стандартной 10-литровой емкости по ГОСТ
8736-93.
2.1.2 Требуемое количество песка можно рассчитывать по объему или по массе. В первом случае обмер производят либо путем регулярной геодезической съемки вырабатываемого источника получения
материала, либо непосредственно в
транспортных средствах (железнодорожных вагонах, автомобилях, баржах и т.п.).
При расчете по массе отгружаемый материал в вагонах или автомобилях
взвешивают на железнодорожных или
автомобильных весах. В
соответствии с ГОСТ 11830-66 массу
указывают в транспортной
накладной.
Количество песка, поставляемого
на баржах или судах определяют по
осадке последних.
2.1.3 Количество песка пересчитывают из единиц массы в единицы объема и
наоборот по значению насыпной плотности песка, определяемой при влажности
материала во время отгрузки, в
соответствии с ГОСТ 8735-88.
Насыпная плотность и влажность строительного песка указываются в паспортах на
каждую отгружаемую партию.
2.1.4 . Для приведения объема песка, поставляемого в нагоне или автомобиле, к объему в уплотненном состоянии, т.е. в конструктивном элементе,
полученный исходный объем умножают на коэффициент относительного уплотнения.
Последний зависит от зернового
состава и влажности материала,
способа погрузки и дальности
возки.
2.1.5 .При разработке проектных решений коэффициент относительного уплотнения следует назначать в зависимости от требуемой плотности материала и конструктивном
элементе или его соответствующем горизонте
( СНиП 2.05.02-85 , табл.
22) ориентировочно:
— при исчислении объемов, поставляемых
из промышленных карьеров в
транспортных средствах, — согласно СНиП
4.02-91 ; 4.05-91;
— при использовании песков
естественной плотности в источнике получения — по СНиП 2.05.02-85 .
2.1.6. В тех случаях, когда ПОС и ППР
предусматривают отсыпку элементов земляного полотна, дополнительных подстилающих
слоёв в зимний период (непосредственно или через промежуточные накопленные
объемы — штабели) объемы песков, исчисляемые в транспортных средствах,
необходимо увеличивать на соответствующие коэффициенты, приведённые в настоящей
Методике.
2.1.7 .Дополнительные объёмы грунта, связанные с потерями при
транспортировке, в зависимости от способа и дальности возки в соответствии со СНиП 3.02.01-87 следует
принимать равными
— 0,5% — при дальности возки до I км;
— 1% — при большей дальности.
Допускается принимать больший процент потерь при достаточном
обосновании и совместном решении заказчика и подрядчика, потребителя и
владельца карьера.
2.1.8. Для определения коэффициента относительного уплотнения
необходимы следующие исходные данные:
— коэффициент уплотнения и плотность грунта конструктивного элемента;
— стандартная максимальная плотность и оптимальная влажность материала;
— насыпная плотность.
Для чего нужен?
При доставке щебня на объект и отсыпании его в рабочей зоне, в пределах которой он разравнивается, в дело вступает величина уплотнения щебня. Её особенность – фактическая усадка насыпанного в конкретное место щебня, слой которого достигнет определённого уровня.
Уплотнение щебня происходит при доставке – во время тряски и вибрации, пока самосвал движется до места приёмки стройматериала. Под действием тряски камешки располагаются друг относительно друга предельно плотно. Пустоты, образовавшиеся при первоначальной отсыпке щебня в грузовик, к концу пути машины становятся несколько меньше, но полностью от них избавиться невозможно.
Отношение между первоначальным и конечным объёмом не должно оказаться менее 95%. Если щебня оказалось меньше, заказчик решит вопрос о недополучении щебёнки и скорректирует сумму к оплате. Например, ему доставили вместо 20 м3 всего 16,5 – процент утруски щебня составил более 15%. В данном случае – 17,5%. Начальное и конечное значение объёма включает в себя данные об этих величинах. При составлении заказа потребитель требует, чтобы эти величины отображались – иначе доставщик в итоге невольно обманет клиента.
Заключение
Необходимая плотность сильно зависит от типа работ. В основном уплотнение необходимо для формирования фундамента, обратной засыпки траншей, создания подушки под дорожное полотно и т.д. Необходимо учитывать качество трамбовки, каждый вид работы имеет различные требования к уплотнению.
В строительстве автомобильных дорог часто используется каток, в труднодоступных для транспорта местах используется виброплита различной мощности.
Так для определения конечного количества материала нужно закладывать коэффициент уплотнения на поверхности при трамбовке, данное отношение указывается производителем трамбовочного оборудования.
Всегда учитывается относительный показатель коэффициента плотности, так как грунт и песок склонны менять свои показатели исходя из уровня влажности, типа песка, фракции и других показателей.