Поребрик и бордюр — отличия и сходства
Классические поребрики и бордюры знакомые нам по архитектуре городов страны практически неотличимы, однако согласно ГОСТов есть определенные тонкости. Но подробней во все отличия, указанные в ГОСТах, мы вникать, естественно, не станем, сделаем акцент только на некоторых особенностях и отличиях при монтаже. Итак:
- Бордюр — предназначен для разделения двух или даже более зон (площадок), к примеру, проезжую часть или тротуар, газон и тому подобное. По внешнему виду и характеру представляет собой что-то среднее между поребриком и подступенным камнем на лестницах. Изначально установка бордюра влечет за собой подготовку основания, создание некоторого углубления в почве, так называемое «корыто». Но вверху камень обязательно должен идти вровень с землей, плиткой, асфальтом или любым другим материалом.
- Поребрик — он же бортовой камень, отличие от бордюра в том, что при его монтаже не обязательно создавать «корыто», то есть уплотнение и углубление. То есть нижняя часть поребрика в принципе не должна утапливать в грунт, а вот верхняя, наоборот, выступает над обеими разделяемыми зонами.
То есть из написанного выше сделаем вывод, что если бортовой камень утоплен и находится вровень с асфальтом или плиткой, то значит это бордюр, а камень, установленный поверх разделительных зон — это поребрик.
Но практически на всей территории СНГ название у бортовых камней отличается. К примеру, на территории России в зависимости от региона бортовые камни называют по-разному, в Питере это всё поребрики не зависимо от вида, в Москве и на большей части страны это бордюр.
Поребрик и бордюр — отличия и сходства
Классические поребрики и бордюры знакомые нам по архитектуре городов страны практически неотличимы, однако согласно ГОСТов есть определенные тонкости. Но подробней во все отличия, указанные в ГОСТах, мы вникать, естественно, не станем, сделаем акцент только на некоторых особенностях и отличиях при монтаже. Итак:
- Бордюр — предназначен для разделения двух или даже более зон (площадок), к примеру, проезжую часть или тротуар, газон и тому подобное. По внешнему виду и характеру представляет собой что-то среднее между поребриком и подступенным камнем на лестницах. Изначально установка бордюра влечет за собой подготовку основания, создание некоторого углубления в почве, так называемое «корыто». Но вверху камень обязательно должен идти вровень с землей, плиткой, асфальтом или любым другим материалом.
- Поребрик — он же бортовой камень, отличие от бордюра в том, что при его монтаже не обязательно создавать «корыто», то есть уплотнение и углубление. То есть нижняя часть поребрика в принципе не должна утапливать в грунт, а вот верхняя, наоборот, выступает над обеими разделяемыми зонами.
То есть из написанного выше сделаем вывод, что если бортовой камень утоплен и находится вровень с асфальтом или плиткой, то значит это бордюр, а камень, установленный поверх разделительных зон — это поребрик.
Но практически на всей территории СНГ название у бортовых камней отличается. К примеру, на территории России в зависимости от региона бортовые камни называют по-разному, в Питере это всё поребрики не зависимо от вида, в Москве и на большей части страны это бордюр.
Особенности
Садовые бордюры являются неотъемлемой частью ухоженного и привлекательного участка. Ассортимент подобных изделий регулярно пополняется новыми экземплярами. Они изготавливаются из разных материалов, поэтому имеют различные эксплуатационные характеристики. Подобрать оптимальный вариант возможно для любых условий.
Садовые бордюры способны эффектно украсить практически любой участок. Правильно подобранные, они могут привнести в ландшафтный дизайн новые краски, которых там иногда так не хватает.
Рассматриваемые приспособления для сада играют не только роль эффектных декораций, но и практичных составляющих. Благодаря бордюрам, все тропинки и дорожки в саду остаются аккуратными, не «расплываются» под действием осадков – дождя, снега, града. Домочадцы по-прежнему могут беспрепятственно перемещаться по своему участку, не испытывая неудобств, не пачкаясь. Это говорит о несомненной полезности грамотно подобранных бордюров.
Садовые бордюры привлекательны не только своей функциональностью, но и простотой самостоятельного изготовления. Сделать своими руками эти вещи не составляет труда даже для тех людей, которые раньше ничем подобным не занимались. Сегодня многие садоводы решают не покупать готовые, а устанавливать на своих участках самодельные бордюры подходящего дизайна.
Производство бордюр и поребриков
Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:
- Вибролитье.
- Вибропрессование.
Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.
Бордюр и поребрик: разница
Отличия между поребриком и бордюром закреплены в ГОСТе. Оба строительных элемента, которыми благоустраивают разделение между тротуаром и проезжей части, состоят из бортового камня. Продолговатый прямоугольник имел типичные для стран бывшего союза размеры: 1000x150x300 мм. Сейчас ситуация изменилась, и заказчик может заказать бортовой камень любого размера.
- Поребрик. Применяется для деления двух уличных зон (проезжая и пешеходная части, или автостоянка и газон). Бортовой камень укладывается специальным образом, чтобы выступающая часть возвышалась над граничащей плоскостью. Поребрик ставится непосредственно на проезжую часть.
- Бордюр. Используется для обрамления пешеходной зоны, но уровень мощения идет вровень с газоном или брусчаткой. Основная особенность этого архитектурного элемента – он не мешает пешеходам пересекать линию разделения двух зон. Часть бордюра, при установке, уходит под землю.
Ходит мнение, что один и тот же элемент в Санкт-Петербурге называют поребриком, а например москвичи или сочинцы – бордюром. Как видно разница есть.
Именно разница в благоустройстве городских улиц делит дорожные ограничители на два разных термина.
Бордюр
Прежде всего стоит уточнить, что бордюр – это ни в коем случае не сам камень, а только способ укладки барьерного камня. Изначально бордюр применялся при обустройстве газонов в Англии, где достаточно развито садоводство. Служили они не столько для озеленения, сколько для развития эстетического чувства у подданных королевы.
Идея разграничения проезжей и пешеходной зон возникла в процессе бурного роста автомобилестроения, когда города наводнили юркие и резвые машины, чья скорость передвижения была значительно выше, чем у пешеходов. В наше время их устанавливают не абы как, на этот счет существуют всевозможные ГОСТы, которыми и руководствуются дорожные службы.
Основные различия в характеристиках
Разделительный элемент называют бортовым камнем. Этот материал делят на 3 вида в зависимости от сферы использования:
- дорожный – для обрамления проезжей части;
- тротуарный – для окаймления пешеходных зон;
- декоративный – для обрамления клумб и других элементов ландшафтного дизайна.
Есть отличия и в размерах. Самые большие камни используются для отделения проезжей части от других зон. У них важная функциональная задача. Дорожный камень защищает покрытие от быстрого износа и пешеходов от наезда автомобилей. Другими словами, такая конструкция должна иметь возможность затормозить машину, которая может вылететь на тротуар.
Материал для обрамления пешеходных зон менее габаритный. Он нужен для уменьшения износа вымощенного плиткой участка. А также конструкция предотвращает разрастание растений. Иногда тротуарный камень даже заменяют декоративным и наоборот. Последний вид конструкции используется исключительно для ограждения и дополнительного украшения предметов ландшафтного дизайна.
Поребрик различается в зависимости от формы верхнего ребра. Оно бывает:
- квадратное (под прямым углом);
- наклонное под определенным углом;
- округлое с 1 или 2 сторон;
- D–образное;
- с плавными или резкими границами наподобие волны.
Бордюр обычно имеет высоту в диапазоне 20–30 см, ширина зависит от сферы использования и колеблется в пределах 3–18 см. Поребрик обычно имеет длину 50 или 100 см. Иногда камни ломают перед установкой, чтобы получить мелкие элементы. Размер напрямую зависит от того, где будет устанавливаться материал. Разные блоки используются в зависимости от способа монтажа, вручную или с техникой.
Бордюр и поребрик могут быть изготовлены из материала любого цвета и с различными свойствами. Это будет напрямую влиять на характеристики и сферу использования. Самых популярных вариантов несколько.
Гранит. Материал имеет широкую цветовую палитру и относится к классу элитных. Обычно применяется в скверах и парковых зонах. А также такие камни приобретают для частных особняков.
Технология производства бетонных плит может отличаться, но всегда соответствует ГОСТу. Предусмотрено 2 варианта.
- Вибролитье. Так делают прочные камни, при изготовлении материал получает мелкопористую структуру. Бетонные плиты получаются правильной формы и размера. Верхняя часть всегда имеет облицовочную и внутреннюю стороны.
- Вибропрессовка. Камни получаются менее опрятными, могут иметь сколы и небольшие трещины. Внутри образуются пустоты, из-за этого материал более подвержен внешним воздействиям и имеет низкую прочность. Единственным преимуществом можно считать небольшую стоимость таких изделий.
Бордюр и поребрик могут быть изготовлены путем вибролитья или вибропрессования. Любой бортовой камень имеет 1 из 3 маркировок.
- БкР – форма имеет радиус. Применяется для дорожного полотна на поворотах.
- БкУ – форма предназначена для обрамления пешеходных и велосипедных зон.
- БкК – особая конусовидная форма.
Бордюры и поребрики: ищем отличия
Как мы уже говорили выше, для многих жителей нашей страны, которые не являются москвичами или петербуржцами, нет никакой разницы – бордюр или поребрик. И то, и другое изделие для них – это просто разделитель между проезжей частью дороги и тротуаром, несколько возвышающимся над ней.
На самом деле существует одно важное отличие поребрика от бордюра. И кроется оно в способе укладки камня:
- Бордюр устанавливается вровень с тротуаром.
- Установка поребрика осуществляется также вплотную к тротуару. Однако верхняя часть камня несколько возвышается над ним. Именно благодаря такому способу камень и получил свое название.
Если вы задумались о том, как правильно говорить – бордюр или поребрик, просто присмотритесь, как уложен камень. Если он выступает за пределы тротуара, то называть его бордюрным ограждением неверно.
Нельзя не упомянуть о том, что отличие в способах укладки бордюра и поребрика вполне официально закрепил ГОСТ. Именно он определяет наличие своеобразного ребра, возвышающегося над разделяемыми уровнями при установке последнего.
Существуют ли еще какая-то разница между бордюром и поребриком? Да! И сейчас мы озвучим одно из самых главных отличий между этими изделиями:
В отличие от поребрика, бордюр может использоваться не только на автомобильных дорогах. Он очень часто применяется для разделения отдельных зон в городских парках. Если вы живете за городом и занимаетесь выращиванием овощей, то неоднократно создавали ограждения для каких-либо растений
Неважно, применялся ли для этого камень или другие материалы. В любом случае такой разделитель вполне может называться бордюром.
Поребрик применяется исключительно на дороге и служит для отделения от нее тротуара
Причем независимо от того, как он укладывается.
Еще одно отличие бордюра от поребрика, кроме тех, которые можно увидеть на фото в Интернете, мы уже упоминали выше. Для изготовления первого применяются самые разнообразные материалы – от живых растений до переливающегося всеми цветами радуги на солнце высокотехнологичного стекла. Второй же, как ни парадоксально, может выполняться только из бордюрного камня.
Если вы выбираете бордюры или поребрики, отличие между ними позволит правильно подобрать изделие для тех или иных целей, а также правильно уложить камень, обеспечив его эстетичный внешний вид и соответствие вашим требованиям.
Чем еще поребрик отличается от бордюра? Больше никакой разницы между ними найти не удалось. И тот, и другой может устанавливаться на асфальтовых дорожках или аллеях из тротуарной плитки, иметь разные размеры, которые зависят от фантазии ландшафтного дизайнера.
Характеристики и свойства поребрика и бордюра
Как и любой строительный элемент бордюры и поребрики должны отвечать определенным нормам и характеристикам. Оба вида бортовых камней производятся по двум технологиям:
- вибропрессовение;
- вибролитье.
Исходя из этого, можно сделать сравнительную характеристику свойств и особенностей по типу применяемой технологии. Итак:
- Вибролитье подразумевает правильные размеры и геометрию. За счёт такого типа производства удается повысить плотность бетона, уменьшив содержание пористой структуры. Конструктивно изделие состоит из двух частей, внутренней и непосредственно лицевой части.
- Вибропроссование отличается наличием сколов и трещин, а также в целом неказистым внешним видом изделия. По технологии пористость бетона повышается, из-за чего прочностные свойства материала никудышные, к тому же значительно ухудшаются морозостойкостные характеристики. Конструктивно бордюр не привлекательный, простой, ввиду чего примечателен только низкой стоимостью изготовления.
Кстати, существует также классификация бортовых камней не зависимо от типа, точней именования. Как бордюр, так и поребрик, классифицируется исходя из сферы применения, а именно:
- БКУ — предназначается для обустройства велосипедных дорожек, а также пешеходных тротуаров.
- БКР — предназначен для обустройства дорог в тех местах, где имеется поворот дороги или тротуара.
- БКК — применяется при необходимости декоративного выделения территории, имеет конусообразную верхнюю поверхность.
Как видим, общие характеристики и свойства отчасти только подтверждают сходство обоих элементов. Поэтому, по факту, можно считать их родственными но только на практике, ведь по теории и тем же ГОСТам это совершенно разные изделия.
Поребрик и бордюр: отличия
С поребриками и бордюрами знаком практически каждый человек. Дело в том, что они активно используются уже в течение многих десятков лет.
Несмотря на то, что внешне эти конструкции очень похожи, они отличаются друг от друга. Однако, чтобы разобраться с их отличиями, необходимо больше узнать об этих понятиях.
Поребрики не углубляются под землю в процессе установки
Бордюр — предназначается для разделения нескольких площадок друг от друга. Чаще всего он используется, чтобы отделить газон, небольшой тротуар или проезжую часть. Внешне он очень похож на поребрик. Однако, если присмотреться, можно заметить, что у бордюров есть немало сходств и с подступенным лестничным камнем.
Прежде чем устанавливать такие конструкции, необходимо заняться предварительной подготовкой основания. Сначала выкапывается углубление, в которое будет установлен бордюр. Стоит отметить, что вырытое в земле углубление не должно быть слишком глубоким.
Поребрик часто используется вместо бордюрных изделий для разделения различных площадок друг от друга. Главной отличительной особенностью таких конструкций можно считать то, что при их укладке не придется дополнительно вырывать углубление. Дело в том, что они не должны утапливаться в грунт. Чаще всего их монтируют на поверхности.
Глядя на бордюр и поребрик, разница между ними не сразу заметна. Чтобы отличить их, надо внимательно посмотреть на то, как они установлены. Если конструкция углублена под землю, значит это бордюр.
Виды бордюров по стандарту
Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.
Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу
По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.
Стандартные виды бордюрных камней
Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:
- Прямые:
- БР — рядовые;
- БУ — с уширением;
- БУП — с прерывистым уширением;
- БЛ — с лотком; Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
- Въездные — БВ;
- БК — криволинейные;
- Камень-аппарель.
По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.
Условные обозначения
При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.
Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91
Пример маркировки и ее расшифровка:
- БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
- БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).
Размеры бордюров по ГОСТу
Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.
Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь
Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты
Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части
Обычно это подошва
Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.
Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.
Вес бордюрного камня
Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.
Вес бордюра зависит от его размеров
Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.
Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.
Производство бордюр и поребриков: свойства и характеристики
Любой строительный элемент должен отвечать тем или иным ГОСТам и нормам. Бордюры и поребрики, несмотря на простоту своей конструкции, не стали исключением. По своему производству, бортовой камень изготавливают технологиями вибролитья и вибропрессования.
Вибролитье | Вибропрессование | |
Геометрия | Правильная форма, четкие размеры. | Неприятный внешний вид, небольшие трещины и сколы. |
Прочность | Мелкопористая структура бетона увеличивает уплотнение элемента, и его прочность. | Внутренние пустоты не только уменьшают прочность конструкции, но и понижают морозостойкость элемента. |
Качество внешней поверхности | Конструкция состоит из двух частей: внутренняя и облицовочная. Последний слой придает строительному элементу элегантность. | Нет эстетичного вида, и бордюр не радуют глаз. Единственный плюс, который имеет значимый вес – это низкая стоимость конструкции. |
Исходя из своих свойств и характеристик, бортовой камень маркируется:
- БкР – форма изделия имеет радиус и предназначена для дорожного полотна имеющего поворот.
- БкУ – для устройства пешеходной части и велосипедных дорожек.
- БкК – строительная конструкция специальной конусной формы.
Города и бордюры
Обсуждаемым вопросом интересовались даже наши предки. Поребриком на Руси именовали кирпичный орнамент, который использовался только для украшения храмов и церквей. В любом городе есть свои маленькие традиции установки бордюров и поребриков. В Санкт-Петербурге их зачастую изготавливают из гранита. Поребрики украшают не только набережную, но и многие старинные улицы города. Иногда архитектурные власти используют в качестве материала для поребриков могильные плиты, за которыми на кладбище уже давно никто не ухаживает. Есть даже определенные городские правила по этому поводу: если по истечению трёх лет владелец могильной плиты не объявится, то она становится собственностью города.
Важно понимать, что бордюр и поребрик, отличия которых мы рассмотрели, не противоречат друг другу, а являются разновидностью укладки бордюрного камня. Неотъемлемой частью любой архитектуры в городе либо за городом, является бортовой камень, он бывает нескольких разновидностей, но, по большому счёту, не профессионалу оба варианта кажутся идентичными
Отчасти, это действительно так, но отличия скрываются даже не столько в самой форме и внешнем виде, а по большей части в особенностях производства и конкретных характеристиках. В целом, вы должны понимать, что бортовой камень разделяется на две подгруппы, в зависимости от геометрии и варианта монтажа – это бордюр и поребрик. Как мы уже говорили, большая часть людей, не разделяет эти два понятия, считая камни абсолютно идентичными. Но на самом деле это далеко не так, поэтому название статьи так и звучит «Поребрик и бордюр: отличия»
Неотъемлемой частью любой архитектуры в городе либо за городом, является бортовой камень, он бывает нескольких разновидностей, но, по большому счёту, не профессионалу оба варианта кажутся идентичными. Отчасти, это действительно так, но отличия скрываются даже не столько в самой форме и внешнем виде, а по большей части в особенностях производства и конкретных характеристиках. В целом, вы должны понимать, что бортовой камень разделяется на две подгруппы, в зависимости от геометрии и варианта монтажа – это бордюр и поребрик. Как мы уже говорили, большая часть людей, не разделяет эти два понятия, считая камни абсолютно идентичными. Но на самом деле это далеко не так, поэтому название статьи так и звучит «Поребрик и бордюр: отличия».
Установка своими руками
Вопросов, как установить самостоятельно бордюр или поребрик много, но по существу ничего сложного нет, главное немного разбираться в технологи. Можно подвести небольшой этап работы, когда речь идёт об установке поребрики или же бордюра своими руками. Итак:
- Выбираем местность, желательно предварительно всё изобразить схематически, а потом уже перенести с листа на «землю».
- Определились со схемой, переносим на участок, вбиваем колышки и натягиваем веревку или леску, таким образом, формируя будущее расположение бордюрных камней.
- Выкапываем траншею на выбранную глубину, если речь идёт о садовом участке, то, естественно, что полуметровую траншею копать не нужно. Исключения только при необходимости обустроить дренаж.
- Засыпаем необходимый слой щебня и песка и трамбуем, тщательно поливая водой.
- Готовим цементный раствор соответствующей консистенции, состав, сколько чего нужно добавить, указали выше.
- Устанавливаем бортовой камень, выравнивая горизонт по леске или уровню, попутно постукивая резиновым молотком.
- Как только уровень выставлен, можно заливать пустоты, попутно ещё раз проверяя, ровно ли стоит бордюр.
На этом собственно всё, дальше можно приступать к другим работам по обустройству участка, к примеру, кладке плитки, хотя кто-то считает, что нужно сначала выкладывать плитку. Но по технологии не зависимо от предназначения территории асфальт, где двигаются машины, или тротуар, сначала устанавливается бордюрный камень, причём дается время на застывание. А дальше уже проводятся следующие работы.
В чем разница в производстве
Техника производства поребриков и бордюров одинакова, различия обнаруживаются в способе установки. Блоки выпускаются разными по массе и длине. Устанавливают их либо вручную, либо при помощи техники.
Технология производства соответствует государственному стандарту. Производятся блоки при помощи способом литья:
- Вибролитье. Блоки получаются мелкопористыми, что сделано для того, чтобы усилить прочность, добиться правильных размеров и формы. Внутренняя сторона и облицовочная получаются гладкими и аккуратными.
- Вибропрессовка. Готовые изделия получаются не такими прочными, могут трескаться после морозов. Преимущество блоков, произведенных с помощью вибропрессовки, – меньшая стоимость.
В итоге получается дорожный, садовый и магистральный бордюр. Независимо от способа производства он должен соответствовать требованиям: быть морозостойким, выдерживать 200-250 циклов замораживания и оттаивания в диапазоне температур от -20 до +20 градусов. В областях юга России в сезон происходит, в среднем, 5 циклов.
Бордюры и поребрики могут служить 40 лет. Следующая категория – прочность, которая должна быть 350 кг/см2, то есть каждый квадратный сантиметр покрытия должен выдерживать давление в 350 кг. Водопоглощение устанавливается на уровне 3-6 %, что выражается в том, что 1 кг блока не должен впитывать более 60 г воды.
Для укладки на спусках пешеходных дорожек выпускаются блоки с уклоном в одну сторону.
Технические требования, предъявляемые к бортовому камню в государственном стандарте, определяют классификацию на такие типы: прямые, которые могут быть стандартными, с уширением, с прерывающимся уширением, с лотком. Отдельно рассматриваются криволинейные и въездные блоки. Бортовой камень делят по марке, классам бетона и готовой форме.
По нормам, в переделах городов высота бортовых камней над проезжими дорогами в городах не должна быть больше 15 см, на трассах – не более 8 см. Считается, что отличие бордюра от поребрика состоит еще и в том, что у первых углы закруглены или скошены, а у вторых острые. Но, по стандарту производства, и у поребриков допускается небольшое закругление граней.
Строители дорог называют бордюрами широкие массивные блоки, которые в сечении образуют квадрат или прямоугольник. Поребриками называют камни плоские и тонкие, с прямоугольником в поперечном сечении.
Краткая история бордюра
Начнем с того, что бордюр далеко не всегда представлял собой тот невзрачный камень, который мы можем видеть сегодня в любом городе не только России, но и других стран. Мало того, изначально он выполнялся совсем не из бетона или каменных блоков. Для «изготовления» бордюров использовались специальные растения, которые выращивались для отделения одной части участка от другой.
В средневековой Франции появились первые каменные конструкции. Сохранились ли они до наших дней, неизвестно. Но учитывая прочность гранита и мрамора, впору предположить, что в каком-нибудь не тронутом цивилизацией уголке еще можно встретить те самые первые бордюры.
Сегодня, с развитием строительных технологий, эти конструкции изготавливают из самых различных материалов. Поэтому не стоит удивляться, увидев металлическое, кирпичное, деревянное или даже пластиковое ограждение. Но в чем все-таки состоит разница между бордюром и поребриком? Возвращаемся к ответу на этот вопрос.
Как устанавливать бордюры и поребрик для тротуарной плитки
Вообще говоря, правильная установка бордюра является спорным вопросом. Строители спорят по поводу очередности: одни утверждают, что их монтаж должен быть до укладывания покрытия, а другие – после этого.
Оба варианта имеют как свои достоинства, так и недостатки.
Варианты установки тротуарной плитки
Установка до монтажа тротуарной плитки
Установка тротуарного бордюра таким способом станет отличным вариантом для начинающего строителя. Можно применять метод и тем, кто решил своими руками выполнить укладку и тротуарной плитки, и изделия из камня или пластика. Так можно добиться практически идеальных и ровных пропорций и четко обозначить фронт работ.
Установка после монтажа тротуарной плитки
Благодаря этому методу, можно избежать перерасхода бордюрного материала и использовать его рационально. Метод востребован для тех, у кого есть опыт подобной работы своими руками. Также данного способа монтажа придерживаются и профессионалы.
Подготовка к монтажу бордюра
Первое, на что стоит обратить внимание, — это на тип изделия, который бывает односторонним или двухсторонним. Нужно запастись мелким речным песком, чтобы замешать бетонный раствор
Для подготовки этого самого раствора необходим цемент (М300-400) и дополнительно камень — крупный щебень или гравий. Колышки из дерева помогут провести разметку территории, на которой нужно будет установить бордюры. Востребован пластиковый бордюр для тротуарной плитки.
Необходимые инструменты:
Автоматическая или механическая трамбовка.
- Бетономешалка для приготовления раствора.
- Резиновый молоток для фиксации и изменения положения бордюра.
- Лопата и мастерок.
- Строительный уровень, леска и шнур. Эти материалы помогут установить бордюр ровно.
- Технология установки бордюра .
Этапы укладки плитки
Провести разметку территории —
Подготовка траншеи — второй этап. В первую очередь, необходимо выкопать яму шириной 20 см. Глубина зависит от высоты самого материала (бордюра), но она не должна быть меньше 10 см. После нужно эту траншею утрамбовать: засыпать щебень и уплотнить его слоем песка. Бывает, что нет под рукой специального автоматического устройства для утрамбовки. Его можно сделать своими руками. Нужно соединить брусья или бревна в виде перевернутой буквы Т.
Для удобства работы можно прикрепить к основанию «механизма» самодельную ручку.
Монтаж — основной рабочий момент. Необходимо замесить раствор в бетономешалке. Пропорция цемента к песку – 3 к 1. Полученный раствор должен быть густым, чтобы его можно было накладывать лопатой. Воду добавлять надо только в хорошо перемешанный раствор, чтобы не образовались комки.
Раствор нужно заливать тонким слоем на «подушку» из щебня и песка
Важно на этом шаге применять уровень, чтобы установить бордюр ровно. Сверху нужно установить камни
Отрегулировать их положение поможет строительный резиновый молоток. Только после установки всех элементов можно заливать раствор в основание блоков.
Перед высыханием проверить расположение всех элементов. Если что, их можно легко подкорректировать.
Технология установки поребрика
Поребрик, в отличие от бордюра, устанавливается, чтобы отделить пешеходную зону от газона или пешеходную зону от автомобильной. Еще отличие заключается в том, что при монтаже бордюра его часть уходит под землю. Бордюр кладется в горизонтальном положении, а поребрик – в вертикальном. В строительстве оба этих материала называются бортовыми камнями. Как установить поребрик:
- Выкопать траншею.
- Залить ее водой и утрамбовать.
Важно! Глубина траншеи с подушкой из щебня и песка должна составлять не менее 1/3 высоты поребрика. Эта подушка поможет скрепить бетонное изделие и землю
Лучше промазать края поребрика раствором, чтобы улучшить скрепление.
Особенности установки бордюров:
Установить бордюрный элемент из камня или пластика правильно – не так уж и сложно. Если четко следовать технологии, то можно красиво обрамить любую дорожку. Монтаж выполняется или собственноручно, что позволяет сэкономить средства. Если требуется выполнить все предельно быстро и быть уверенным в качестве, стоит доверить работу опытным специалистам своего дела. Они быстро монтируют как пластиковый вариант, так и изделие из камня, гарантируя долговечность эксплуатации.
Материалы для поребриков и способы установки
В этом разделе ничего нового по существу не увидите, технология, да и выбор материалов для производства тот же. То есть подойдет как бетон, кирпич, так и натуральный камень, тут уже вопрос в широте фантазии.
Технология абсолютно идентичная, также необходимо изначально подготовить «подушку», она же основание. Но, учитывая, что поребрики не углубляют, глубина траншеи может быть меньше, к примеру, 10 см. На эту высоту засыпается щебень, песок трамбуется, и на раствор такой же консистенции ставится поребрик. Чтобы он держался крепче, пустоты и по краям можно аналогично заливать раствором.