Римская мозаика в интерьере

Мозаика Софийского собора

В период македонского возрождения очень сильно было выделено такое направление в искусстве, как создание византийских мозаик. Например, в великолепном константинопольском Софийском соборе были найдены полотна, созданные еще в 9 веке.

Именно на этих прекрасных византийских мозаиках были изображены величественные фигуры Богоматери, которая держит на руках своего первенца Иисуса, а также Архангела Гавриила. Стоит отметить, что на некоторых полотнах облик Богоматери передается так, что создается своеобразная иллюзия: над золотым фоном выделяется лик Девы Марии. Следуете отметить, что серебряные и золотые оттенки были традиционными именно в этот период.

Opus vermiculatum (опус вермикулатум)

Эта техника — гораздо более совершенная, сложная и трудоемкая. Для создания мозаики применяются фрагменты очень маленького размера, правильной геометрической формы. Это смальта или мелкие кусочки цветных поделочных камней. В этой технике тессеры выкладывают многорядными (2, 3 и более рядов) плавными, изгибающимися линиями. Рисунки становятся более динамичными, совершенными и реалистичными, именно с opus vermiculatum стали создавать портреты императоров, изображения богов, сцены из жизни и античной истории.

Такие мозаики украшали дома состоятельных римлян. Однако в силу трудоемкости техники размер панно был достаточно небольшим. Но есть несколько исключений, и одно из них — самая знаменитая античная мозаика «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием», длина которой превышает 5, а ширина — 2 метра.

Размеры элементов такой мозаики — менее 4 мм.

Фаюмские погребальные портреты

Наряду с римской и колокольной росписью существуют знаменитые фаюмские портреты (I в. до н.э. – III в. н.э.), представляющие собой серию египетских табличек, похожих на портреты, которые помещались на усопших во время погребения. Субъекты изображались живыми, с сильным реализмом лиц, представленных фронтально и часто на нейтральном фоне. Отличительной чертой этих табличек является исключительная изобразительная живость.

Образцовый случай интеграции между различными культурами, эта группа картин известна как Фаюмские портреты из-за места, где они были найдены. Существует около шестисот надгробных портретов, выполненных на деревянных досках в технике энкаустики или темперы между I и III веками и сохранившихся в отличном состоянии благодаря сухому климату этого места. Население, которое жило здесь, имело греческое и египетское происхождение, но уже было сильно романизировано в своих обычаях, адаптировав их к своим собственным традициям.

Этот тип росписи на столе является реальным изображением умершего и является частью местного погребального обряда: стоимость также могла быть очень высокой, так как портрет мог быть украшен золотыми листьями для имитации драгоценностей и драгоценных предметов, его помещали между бинты мумии на несколько дней во время выставки тела дома перед захоронением.

Египетский обряд, греческий обычай, но римский стиль: это сообщество находилось под влиянием римского искусства и копировало его темы и тенденции; все портреты имеют нейтральный фон, но весьма правдоподобны в передаче черт лица, деталей одежды и причесок.

В этой постановке есть повторяющиеся персонажи, которые также были широко распространены в Риме: большие глаза, неподвижный взгляд и объемное упрощение (аннулирование контурных плоскостей и тела) также встречаются в некоторых римских портретах Сурового периода и вскоре после него.

К первому образцу библейской живописи можно отнести картины Дура-Европос (Сирия), относящиеся к первой половине III века. Здесь показано, что изобретение новой христианской иконографии находится под сильным влиянием эллинистически-иудейской иконографической традиции: первые христианские иллюстрации фактически извлекают элементы и иконографию из еврейского и языческого репертуара, наделяя их новым религиозным смыслом.

Учитывая близкое иконографическое и стилистическое сходство, считается, что художники работали одновременно для языческих и христианских заказчиков. Реализм, который всегда характеризовал римскую живопись, постепенно утрачивался в поздней античности, когда с распространением провинциального искусства формы стали упрощаться и часто символизироваться.

Оpus sectile (опус сектиле)

Данная техника отличается тем, что перед выкладыванием камни предварительно тщательно обрабатывались до нужной формы для идеальной подгонки друг к другу. При этом и сама форма, и их размеры были разными — центральные фрагменты могли быть достаточно крупными. Часто использовались очень дорогие и редкие декоративные камни, поэтому в целях экономии материала они разрезались на пластины (плитки). 

Именно такие мозаики украшали самые величественные храмы и дворцы в Древнем Риме, а также виллы самых богатых жителей города. Нередко, с некоторой долей условности и различий, такую мозаику также называют флорентийской.

Особенности техники

Чем отличается византийская мозаика от римской? Главной особенностью становится использование золотистого фона, на который выкладывались кубики с неотшлифованной поверхностью, отличающиеся своим положением относительно других элементов. Кроме того, мастера использовали ровные контуры границ при изображении тел или предметов, которые придавали композиции на сияющем фоне четкость. Так создавалось единое полотно, красиво мерцающее в отблесках свечей и при естественном освещении. Восхитительная игра цвета и отражений создавала эффект движения картины, живущей своей жизнью.

Художники равеннской школы мозаичной живописи, творившие в период с V по VII век, работали с палитрой, состоявшей из смальты основных тонов и не отличающейся разнообразием оттенков. Чаще всего кубики имели прямоугольную, квадратную форму, хотя на некоторых картинах можно увидеть круглые и овальные элементы больших размеров – от 7 до 15 мм.

Историческая ретроспектива

Искусство выкладывать узоры и целые сюжетные картины из разноцветных кусочков (камней, керамических плиток, цветного стекла и т.д.) зародилось в глубокой древности. Оно развивалось в разных странах и везде имело свои особенные черты.

Известны римские мозаичные картины, которые покрывали полы и стены дворцов, терм или общественных зданий. Выполнялись панно из камешков и смальты.

Смальта – особое стекло, которому придавали разные цвета при помощи добавок: золота, ртути, меди и т.д. Металлы добавляли в различных сочетаниях и пропорциях и получали разные оттенки смальты.

Но византийское искусство поднялось на ступеньку выше, чем римское. Мастера сумели детально проработать технологию получения необходимых исходных материалов для создания великолепных мозаичных картин.

Для начала отдельные элементы стали намного мельче и изящнее, что позволило создавать более утонченные работы. Затем и основу мозаики – смальту – подвергли усовершенствованиям.

Именно древние умельцы научились смешивать обычное стекло с различными добавками, в результате получили несколько сотен цветов и оттенков. Искусные художники стали создавать из этих цветных кусочков великолепные по богатству мозаичные полотна.

Качество старинной работы было настолько высоко, что мозаика не потускнела от времени. И любоваться древними шедеврами могут и современные ценители художественных работ.

Что такое византийская мозаика — видео

Эти пано отличало не только искусное составление и подбор цветов, но и небывалый размах и монументальность. Это поистине огромные полотна, которые производили неизгладимое впечатление на зрителей.

Приемы выполнения

С помощью разных техник мастера укладывают настенные и напольные рисунки в древнеримской тематике.

  • Opus tessellatum. Это крупная и фактурная мозаика. Размеры частиц обычно составляют более 4 мм. Такой прием часто используют для декорирования мозаикой общественных заведений и крупных комнат.
  • Opus vermiculatum. Более деликатный и аккуратный вариант. Каждый элемент составляет менее 4 мм. Тэта техника подходит для дательных изображений.
  • Opus sectile. Данную технику называют флорентийской. Специалисты используют частички различных размеров для создания выразительных композиций. Мастера сочетают частички стекла, грубый и необработанный камень. Камень помещают в центр композиции, обрамляя его более мелкими частицами из других материалов.
  • Opus regulatum. Техника создания лаконичных рисунков, которые складывают из геометрических фигур. Частички равны между собой по размеру и форме.

Как использовать римскую мозаику в интерьере?

Больше всего такая плитка подходит для обстановки, которая выполнена в античном стиле. Вы можете заказать небольшое панно или фреску или же нанять мастера для отделки большой площади в помещении.

При оформлении комнаты мозаикой следует соблюдать одно простое, но важное правило: чем просторнее помещение, тем крупнее должна быть картина из плитки. Ведь в слишком большой комнате миниатюрное изображение просто затеряется

При этом в маленьком месте обилие фресок или плиточного орнамента может выглядеть слишком вычурно и неуместно. Попытайтесь найти наиболее гармоничный вариант.

Чаще всего для составления композиции используют натуральные камни. Однако такой вариант отличается достаточно большой стоимостью. Поэтому можно выбрать для мозаики керамику или более доступные современные разновидности плитки.

Помните о том, что поверхность, на которой будет располагаться римская мозаика, должна быть однотонной. Иначе вы не достигнете желаемого эффекта и посторонние цвета и орнаменты будут отвлекать от мозаичной картины. Если вы хотите разместить крупное изображение в просторной комнате, то расположите его по центру. Так мозаика будет выглядеть наиболее выигрышно.

Кстати, если ваша квартира выполнена совсем не в античном стиле, а разместить римскую мозаику вам все же хочется, то не стоит отказывать себе в таком удовольствии. Особенность римской мозаики заключается в том, что она отлично сочетается с разными видами стиля, хоть и сама является достаточно яркой.

Во все времена такое искусство было показателем хорошего вкуса и высокого статуса владельца дома. Поэтому не стоит переживать, что вы рискуете оказаться не в самом выгодном положении, если добавите римской экзотики в свой привычный интерьер. Римская классика будет актуально всегда, эта техника не подвластна времени.

Используйте плитку для оформления чаши своего бассейна. Или же облицуйте мозаикой каминный зал. Вот увидите, такой прием не останется без внимания. А если вы решите полностью оформить ванную комнату в стиле римской эпохи, то результат будет просто потрясающим. Дополните пространство подходящими по стилю аксессуарами, и у вас получится великолепный интерьер.

Процесс создания мозаики показан в видео ниже.

Источник статьи: http://dekoriko.ru/mozaika/rimskaya/

Стиль и дизайн

Мозаика распространилась по всему земному шару, и каждый народ добавлял в этот вид искусства что-то свое, свойственное только этой нации. На сегодня можно выделить несколько стилевых направлений. Рассмотрим некоторые из них подробней.

Александровская мозаика появилась в IV веке нашей эры. Она получила свое название в честь великого полководца Александра Македонского и изображала эпизоды из его походов. В цветовой палитре преобладают несколько натуральных оттенков – это красный, красно-коричневый, белый и желтый. Рисунок, характерных для данного стиля, выкладывался строго по определенной границе. Элементы мозаики вырезались из мрамора или стекла, полировались особым образом. При этом они никогда не выходили за обозначенные пределы.

Византийская мозаика появилась примерно в VI-VII веках и не потеряла своей актуальности и по сей день. Она высоко ценится и легко узнаваема благодаря некоторым своим особенностям.

Во-первых, она выкладывается из смальты – именно Византия считается ее Родиной. Во-вторых, это обязательно золотистый фон. Для получения различных оттенков смешивают несколько видов металлов в разных пропорциях. Это может быть медь, ртуть и даже частички золота. Все изображаемые объекты имеют совершенно четкие контуры и правильные пропорции – элементы имеют форму кубика. Поэтому вблизи картина кажется несколько грубоватой и раскрывается во всей своей красе только с некоторого расстояния.

Классические примеры сюжетов, изображаемых с помощью византийской мозаики, можно наблюдать во многих храмах Италии, сохранившихся с древнейших времен. Сегодня же в такой технике можно выкладывать абсолютно любые картинки. Это могут быть мифические животные типа дракона или фантазийные цветы. Неплохо смотрится в данном стиле и морская тематика – рыбы, дельфины, прибрежные пейзажи.

Флорентийская мозаика названа в честь одноименного города Флоренция, в котором она впервые появилась. Она изготавливается из природного камня – чаще всего из морской гальки, и считается одной из самых сложных в исполнении. Для флорентийского стиля характерна укладка элементов вплотную, практически не оставляя места для швов и затирки. А поскольку все фрагменты от природы имеют самую разнообразную форму и оттенки, то подогнать их друг к другу – процесс очень трудоемкий.

Михайловская мозаика зародилась в Средних веках на основе византийской школы. В описываемой технике преобладают все оттенки зеленого и золотого. Сюжеты мозаики в основном библейские – в этой технике расписан Собор Святой Софии в Киеве. Благодаря разнообразным оттенкам изображение получается не статичным, а живым и интересным, за что этот стиль и ценится во всем мире.

Софийская мозаика обладает более разнообразной цветовой палитрой, чем предшествующая школа. Для этой мозаики использовались кусочки смальты разнообразных форм – квадратные, овальные и даже треугольные. При этом укладывались они не столь тщательно, как это делали флорентийские мастера.

Римская мозаика также выкладывается из смальты. При этом используются очень маленькие кусочки, что позволяет добиться высокой точности картины. Такая техника особенно хороша для изображения людей, природных пейзажей, а также различных представителей флоры и фауны. Благодаря данной технике особенно хорошо удается передать цветы и животных в движении.

Русская мозаика изготавливается из камня. Ее преимущество перед остальными стилевыми направлениями в том, что такая мозаика может быть создана на изогнутых поверхностях, на которых невозможно применить классические технологии. В технике русской мозаики можно изготавливать небольшие поделки типа шкатулок или письменных приборов. Ее суть заключается в том, что сама основа будущей картины создается из прочного, но не очень дорогого камня, на который сверху наклеивают пластинки из полудрагоценных камней размером примерно 5 см2.

Древнеримский орнамент

Это декоративные узоры и украшения, характерные для архитектуры Древнего Рима, который процветал с IV века до н.э. до V века н.э. Эти орнаменты включали геометрические фигуры, растительные элементы, абстрактные композиции, изображения животных и богов, а также сцены из мифологии и истории.

Такой орнамент может быть частью мозаичных композиций, так как мозаика была одним из популярных способов создания декоративных элементов. Таким образом, мозаичный и римский орнаменты тесно переплетаются.

“Мозаичный орнамент” — это более узкоспециализированный термин, который фокусируется на создании декоративных композиций именно из фрагментов камня, стекла и др. Понятие “древнеримский орнамент” более общее, оно охватывает разные виды декоративных элементов, которые использовались не только в мозаике, но и в скульптуре, рельефах, фресках и других формах декора.

Особенности набора мозаики

Известны два вида укладки мозаики — так называемые прямой и обратный наборы. В первом случае изображение выкладывают непосредственно на поверхности и закрепляют в штукатурном слое. Это самая древняя техника, именно она была характерна для римской и византийской мозаики, является наиболее сложной и трудоемкой в исполнении. Обратный набор использовали в основном после XVIII века, он был более прост. При такой технике изображение выкладывают на кальку лицевой стороной вниз. После закрепления композиции с тыльной стороны ее лицевую часть окончательно обрабатывают, а иногда шлифуют. В результате возникает не просто эффект мозаики в привычном понимании, а иллюзия приглушенного блеска и фактуры даже не камня, а гобелена или ковра.

Фоновая мозаика.

Ее создают из обыкновенной плитки (обычно размером 300х300 мм). На ней делают пропилы любых размеров. При этом сохраняется структура плитки и возникает эффект выложенной чипсами стены или пола.

Миксы.

Разноцветные чипсы совершенно произвольно приклеивают к поверхности, при этом появляется ощущение некоторой заданности.

Мозаичные панно

(используют метод обратного набора). На основу готового рисунка накладывают фрагменты мрамора, гранита, конгломерата, все это наклеивают на самоклеящуюся пленку, затем на сетку (получается отдельная плитка). По желанию заказчика лицевую сторону шлифуют.

Современную мозаику набирают там же, где и производят. Для точных рисунков чипсы скалывают вручную. В магазины и салоны готовая продукция поступает в виде так называемых матриц, представляющих собой куски бумаги или сетки, на которые наклеены в строго определенном порядке чипсы.

На месте, где укладывают матрицу, надо лишь соединить фрагменты и прикрепить их к поверхности с помощью специального клея. Бумага наклеена на лицевую сторону чипсов, а сетка — на тыльную. После монтажа сетка навсегда остается под чипсами, а бумагу смачивают и удаляют. Специалисту нужно для укладки мозаики от двух дней до двух недель (в зависимости от размера и других особенностей поверхности).

 

 

Просмотров: 6622 с 20.09.2010

Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека

20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века

X–XI века в Византии стали временем больших агиографических  Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология  Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист  Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет.; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

Особенности мозаики в римском стиле

Напольные и настенные сюжеты мозаик использовались для украшения помещения и выполняли две главные задачи: украшение интерьера и обеспечение его функциональности.

Характеризуя римскую мозаику, хочется отметить, что присущие ей богатство и роскошь гармонично переплетаются с нотками легкости в композиции. По сравнению с монументальными образами мозаик византийского происхождения данному покрытию присущи обыденность и в то же время нарядно-декоративный эффект, придающий ей праздничность.

Полы, выложенные из современного плиточного покрытия, оформленного в стиле мозаики, ничем не поступаются древним рисункам, наоборот, смотрятся еще интереснее. Сегодня плитка-мозаика позволяет более точно передать красоту тысячелетних мотивов, придав им новый осовремененный вид.

Архиепископская капелла

В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.

Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.

Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.

Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.

Обязательными элементами любого (и мозаичного, и живописного) убранства христианского храма являются растительные орнаменты, узоры, птицы и цветы. Это все – символы райского сада. В случае с Архиепископской капеллой многочисленные лилии можно встретить на своде прямо над входом.

Цветовая гамма

Цветовая палитра современной мозаики разнообразна, ведь это ее главное свойство и преимущество перед другими материалами. Существует не только множество цветов, но и оттенков с интересными эффектами. Наиболее популярны оттенки синего, голубого и зеленого, но особенно красивыми считаются чипы с имитацией золота или перламутра.

В зависимости от фактуры она разделяется на матовую, глянцевую и блестящую, что дает возможность воплощать в жизнь самые удивительные сочетания. Можно создать действительно уникальный тандем плитки, объединив это в одно полотно.

Для цветного оформления применяется такая мозаика:

  • коричневая;
  • оранжевая;
  • черная;
  • белая;
  • металл;
  • красная;
  • бирюзовая и так далее.

Стиль и дизайн

Мозаика распространилась по всему земному шару, и каждый народ добавлял в этот вид искусства что-то свое, свойственное только этой нации. На сегодня можно выделить несколько стилевых направлений. Рассмотрим некоторые из них подробней.

Александровская мозаика появилась в IV веке нашей эры. Она получила свое название в честь великого полководца Александра Македонского и изображала эпизоды из его походов. В цветовой палитре преобладают несколько натуральных оттенков – это красный, красно-коричневый, белый и желтый. Рисунок, характерных для данного стиля, выкладывался строго по определенной границе. Элементы мозаики вырезались из мрамора или стекла, полировались особым образом. При этом они никогда не выходили за обозначенные пределы.

Византийская мозаика появилась примерно в VI-VII веках и не потеряла своей актуальности и по сей день. Она высоко ценится и легко узнаваема благодаря некоторым своим особенностям.

Во-первых, она выкладывается из смальты – именно Византия считается ее Родиной. Во-вторых, это обязательно золотистый фон. Для получения различных оттенков смешивают несколько видов металлов в разных пропорциях. Это может быть медь, ртуть и даже частички золота. Все изображаемые объекты имеют совершенно четкие контуры и правильные пропорции – элементы имеют форму кубика. Поэтому вблизи картина кажется несколько грубоватой и раскрывается во всей своей красе только с некоторого расстояния.

Классические примеры сюжетов, изображаемых с помощью византийской мозаики, можно наблюдать во многих храмах Италии, сохранившихся с древнейших времен. Сегодня же в такой технике можно выкладывать абсолютно любые картинки. Это могут быть мифические животные типа дракона или фантазийные цветы. Неплохо смотрится в данном стиле и морская тематика – рыбы, дельфины, прибрежные пейзажи.

Флорентийская мозаика названа в честь одноименного города Флоренция, в котором она впервые появилась. Она изготавливается из природного камня – чаще всего из морской гальки, и считается одной из самых сложных в исполнении. Для флорентийского стиля характерна укладка элементов вплотную, практически не оставляя места для швов и затирки. А поскольку все фрагменты от природы имеют самую разнообразную форму и оттенки, то подогнать их друг к другу – процесс очень трудоемкий.

Михайловская мозаика зародилась в Средних веках на основе византийской школы. В описываемой технике преобладают все оттенки зеленого и золотого. Сюжеты мозаики в основном библейские – в этой технике расписан Собор Святой Софии в Киеве. Благодаря разнообразным оттенкам изображение получается не статичным, а живым и интересным, за что этот стиль и ценится во всем мире.

Софийская мозаика обладает более разнообразной цветовой палитрой, чем предшествующая школа. Для этой мозаики использовались кусочки смальты разнообразных форм – квадратные, овальные и даже треугольные. При этом укладывались они не столь тщательно, как это делали флорентийские мастера.

Римская мозаика также выкладывается из смальты. При этом используются очень маленькие кусочки, что позволяет добиться высокой точности картины. Такая техника особенно хороша для изображения людей, природных пейзажей, а также различных представителей флоры и фауны. Благодаря данной технике особенно хорошо удается передать цветы и животных в движении.

Русская мозаика изготавливается из камня. Ее преимущество перед остальными стилевыми направлениями в том, что такая мозаика может быть создана на изогнутых поверхностях, на которых невозможно применить классические технологии. В технике русской мозаики можно изготавливать небольшие поделки типа шкатулок или письменных приборов. Ее суть заключается в том, что сама основа будущей картины создается из прочного, но не очень дорогого камня, на который сверху наклеивают пластинки из полудрагоценных камней размером примерно 5 см2.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий