Декоративная садовая дорожка. Основание садовой дорожки. Его подготовка
Основание садовой дорожки, выполненное по всем правилам, имеет очень важное значение. От того, как качественно и ответственно выполнены работы по его изготовлению, зависит долговечность и работоспособность дорожки при любых климатических условиях
В предыдущей статье были рассмотрены основные принципы построения и подходы к выбору типа садовой дорожки. Что касается ее основания, то для начала рассмотрим наиболее простой и бюджетный вариант построения, который будет под силу выполнить любому садоводу-любителю.
Всем известно, что строить садовую дорожку на песчаном или каменно-песчаном грунте значительно проще, чем на низком болотисто-глиняном участке. Поэтому рассмотрим последний, наиболее сложный вариант.
На первом этапе строительства выбирается грунт до глины или 20-30 см. По краям устанавливается простая опалубка из пластиковой ленты или тонкой фанеры. Траншея заполняется сначала слоем щебня, затем кладется слой геотекстила (можно толстый лутрасил) и поверх него слой песка. Толщина слоя щебня и песка примерно одинаковая.
Чтобы песок не расплывался после снятия опалубки, желательно края нетканного материала сделать побольше для того, чтобы можно было их загнуть наверх с перехлестом. После насыпки слоя с цементом они закрепятся и сами станут опалубкой.
Некоторые строители считают, что слой нетканного материала необходимо укладывать с целью предохранения дорожки от прорастания сорняков. Однако цель его совсем другая – защита слоя щебня от песка, что позволяет лучше дренировать воду во время дождя и от проседания песка, что в дальнейшем вызовет деформацию основания.
Сорняки через бетонный слой всё равно не прорастут, а вот из семян, которые в изобилие будут каждый год засеиваться на поверхности дорожки, какая-нибудь трава обязательно вырастет.
Если участок низкий и грунт постоянно сырой, такой дренаж работать не будет. Необходимо сначала поднять за счет более толстого слоя щебня или битого кирпича будущее основание садовой дорожки.
После выравнивания и трамбовки ( метод и инструмент каждый выбирает самостоятельно), а также поливки водой и последующей сушки основания можно переходить к насыпке смеси песка и цемента (ЦПС) толщиной 5-10 см.
Обычно применяют соотношение 1:4 или 1:6 (Ц : П), при этом марка цемента может быть М-400 или М-300. Сухую ЦПС разравнивают и затем поливают водой из лейки или распылителя, слегка, несколько раз так, чтобы образующийся раствор не растекался.
После этого необходимо разгладить мастерком и выровнять поверхность. Для придания цвета можно сверху посыпать железоокисным сухим красителем или смесью этого пигмента с цементом.
Обратите внимание: основание садовой дорожки должно быть с небольшим уклоном от середины к краям. Тогда вода не будет задерживаться на поверхности
Особой прочности такого покрытия мы не получим, и конечно будут трещины, но цель была другая: сделать как можно проще и быстрее. Старайтесь несколько дней поддерживать эту поверхность влажной, слегка поливая водой и накрыв полиэтиленом. Через неделю по такой дорожке можно будет ходить.
Есть вариант немного посложнее и интереснее. В ЦПС добавить каменной крошки фракции 5-10 мм (она может быть различного цвета). После легкого застывания раствора на дорожке (это около 8 часов) можно промыть поверхность щеткой. Появится структура и цвет, дорожка будет выглядеть нарядней и не будет скользкой.
В следующей статье перейдем к рассмотрению более сложных вариантов построения садовой дорожки. При этом подготовительные работы останутся прежними.
Дополнительный декор поверхности
Декоративный пруд
Садовая дорожка. Подходы, методы проектирования и построения
Бетонные лепешки на дорожке
Декоративное покрытие садовой дорожки
Дорожка с мягким покрытием
Поддержка декоративности садовой дорожки
Декоративная площадка и ее строительство
Декоративное покрытие зоны отдыха
Зона патио
Определяемся с площадью
Прежде всего, возникает вопрос — сколько? Не в денежном смысле, хотя и к нему мы придём неизбежно. А в смысле квадратных метров — какую часть драгоценной земли отвести под мощение. Конечно, выбравшись за город, хочется, чтобы тебя окружали деревья, цветы, газоны. А побродить и по травке можно. Поэтому — парковка минимальная, дорожки узенькие. И зелень, зелень, зелень!
Но вот что неожиданно выясняется: лето у нас короткое, а зима длинная. Парковку нужно чистить от снега, и сугробы начинают загромождать не очень-то просторную площадку. Всё сбрасывать на газон — тоже не лучший вариант, да и не всегда технически возможный. И вот в хлопотах очень быстро пролетают пять-шесть счастливейших лет, и из бывшей детской уверенным шагом выходит ещё один новоиспечённый автовладелец, которому тоже нужно где-то парковать своего четырехколёсного друга. В затылок уже дышит младший брат, прикидывая, как тут удобнее вырулить. Ещё бывают квадроциклы. А гости? Гости к вам приезжают? Часто? К нам — так почти каждые выходные. И ночевать остаются.
Вовсе не следует замостить огромный плац. Но подойти к делу разумно и с прицелом на не очень далёкую перспективу стоит. Теперь о дорожках. Есть места в саду, куда вы и по траве прекрасно раз в неделю сможете пройти. Но есть и такие, куда хочется чинно шествовать под ручку со своей второй половиной, или, к примеру, рядом со старинным приятелем — по пути рассуждая о судьбах русской интеллигенции или, скажем, о сравнительных достоинствах итальянских и французских вин. Тут уж хочется идти свободно, ни о чем, кроме как о беседе, не думая, ни на что не отвлекаясь.
Так вот эта свобода достигается шириной дорожки — 1,2 м минимум, а лучше — 1,4 м. Можно и больше, но не меньше. Есть ещё такие места — площадка для барбекю или возле крыльца, или выход из бани — там всегда народ собирается. И тоже тесноты-то в этом месте не хочется. И получается, что мощения не так уж и мало. Но не огорчайтесь. Первое правило хорошего ландшафтного (да и любого) дизайна — отнюдь не красота. Во главе всех наших замечательных придумок должна стоять функциональность. Сначала — удобно. Уже потом — красиво. Если ходить вам будет по саду неловко, вы довольно быстро проклянёте всю эту великолепную криволинейность или брутальную жёсткость прямых углов, а вместе с тем — и дизайнера с его измышлениями.
Отсюда совет: как ни привлекателен проект на бумаге, прежде чем рабочие приступят непосредственно к копанию, тасканию и тромбованию, не поленитесь, пройдите по размеченным будущим дорожкам — раз, другой, третий, в одиночестве и с компанией. Подумайте, как вы будете разворачиваться на автомобиле. Как возить тачку с землёй. Как нести в одной руке ведерко с мясом для шашлыка, а в другой — бутылку с кетчупом и двенадцать столовых ножей. Возможно, какие-то колышки после таких испытаний придётся переставить, передвинуть. На начальном этапе проще что-то поменять.
Способы декорирования бетонной дорожки: штампы и трафареты
Влажное бетонное основание – прекрасная основа для нанесения декоративного рельефа. Например, с помощью обычного металлического прута можно создать любой геометрический рисунок.
Но настоящая находка для выполнения декора – это различные приспособления. Штампы и трафареты можно приобрести в строительном магазине или сделать самому.
Штампы из полиуретана – это настоящий прорыв в деле создания ландшафта. С их помощью стало возможным нанесение на бетон варианты узоров с текстурой любой сложности.
У металлических штампов два недостатка: высокая цена и ограниченные возможности. Они не состоянии воспроизвести сложные рисунки. Но зато такая матрица даёт идеальную копию геометрических фигур.
Деревянные формы так же, как и металлические, особым разнообразием не отличаются. Но и с их помощью можно осуществить интересные идеи дизайна. Например, имитацию бетонных плит или кирпичной кладки. К тому же процесс изготовления не отнимает много времени и не отличается сложностью.
Мощение дорожек: какие использовать материалы
Как ни крути, а понятие «мощение дорожек на даче» может быть применимо только к процессу изготовления тротуаров из натурального камня или же тротуарной плитки. Именно эти материалы позволяют создавать красивые и самое главное – долговечные дорожки. Все остальное – это временный вариант, развалить который природа может в самые короткие сроки. Данные материалы для мощения садовых дорожек обладают своими особенностями – имеют свои преимущества и недостатки, о которых нужно знать, решая вопрос выбора между ними.
Мощение дорожек натуральным камнем. Это очень долговечный материал – мало того, его разнообразие позволяет изготавливать садовые дорожки на любой вкус и цвет. Одного только песчаника существует несколько разновидностей – кроме него, может применяться и любой другой природный камень. Даже щебень (любой фракции) позволяет создать очень интересные варианты дорожек – о его использовании мы поговорим несколько позже.
- Мощение дорожек тротуарной плиткой. Это вообще огромная группа материалов – они, конечно, уступают по своим характеристикам натуральному камню и стоят дороже (не все), но за то они красивые и в прямом смысле слова позволяют выкладывать из них мозаику. Служит тротуарная плитка также довольно долго, и время ее существования целиком и полностью зависит от качества укладки.
Как вариант, термин «мощение садовых дорожек» можно применить и к некоторым другим материалам – например, к древесине, которая отнюдь не является вечной. В общем, несмотря на все огромное разнообразие материалов, которые можно использовать для изготовления дорожек на даче, натуральный камень и тротуарная плитка все же являются наиболее оптимальными вариантами, о которых и пойдет разговор дальше. Об оригинальных примерах мощения дорожек на даче можно посмотреть в этом видео.
Пошаговая инструкция по обустройству бетонной брусчатки
Рассмотрим процесс на примере укладки подъездной дорожки. Сразу оговоримся, что времени потребуется немало, к тому же нужно провести подготовительные мероприятия и обзавестись необходимыми инструментами.
Этап №1. Подготовка всего необходимого
Чтобы выполнить укладку покрытия, подготовьте:
- колья;
- мастерок;
- шнур;
- правило;
- молоток;
- трамбовку;
- рулетку;
- емкость подходящего объема;
- строительный уровень;
- лопату.
Подготовьте все, что потребуется для работы
Толщина брусчатки для подъездной дорожки должна составлять 6-8 см. Еще, помимо всего вышеперечисленного, для работы нужно подготовить болгарку и киянку.
Этап №2. Подготовительные работы
Данный этап можно по праву считать самым трудоемким. От того, насколько качественно он проведен, будут зависеть качество и долговечность покрытия.
Шаг 1. Вначале вынимается грунт. Роется котлован, глубины которой должно быть достаточно для укладки плитки, ЦСП и подушки из песка и гравия. В нашем примере дорожка должна выдерживать вес автомобиля, а потому требуется солидная глубина (минимум 15 см). Дно траншеи тщательно утрамбовывается.
Роется котлован
Шаг 2. Далее устанавливаются бордюры, благодаря которым покрытие будет надежно зафиксировано на месте. Для начала по краям будущей дорожки вбиваются колья с шагом 200 см (если участок криволинейный, то шаг должен составлять 20 см). Между кольями натягивается веревка, которая будет указывать уровень укладки. Для этого используется строительный уровень. При натягивании шнура нужно помнить, что бордюры должны быть выше брусчатки на 2,5 см.
Устанавливаются бордюры
Бордюр фиксируется на специальную смесь, приготовленную из 1 части цемента и 3 – песка. Выравниваются бордюры, с обеих сторон зажатые бетоном, с помощью киянки. Затем нужно подождать, чтобы раствор схватился (не меньше 24 часов).
Шаг 3. Устраивается подушка
Важно, чтобы основание было выполнено под легким уклоном (порядка 10 мм на каждые 60-100 см покрытия) по направлению от дома к дороге, чтобы стекала вода. В противном случае будут появляться лужи
Нужно тщательно трамбовать каждый уложенный слой
После этого насыпается щебень слоем толщиной 70-100 мм. При этом каждый из слоев хорошенько трамбуется, что можно сделать при помощи вибротрамбовки или же ручного приспособления. От того, насколько качественно будет уплотнено основание, зависит долговечность и прочность всего покрытия.
Поверх щебня насыпается 4-сантиметровый слой песка (немного влажного). Песок разравнивается с помощью правила, после чего уплотняется.
Песок разравнивается правилом
Этап №2. Непосредственно мощение
Если грунт на участке плотный, то плитку можно укладывать на сухую цементно-песчаную смесь, а если сыпучий, то предпочтение лучше отдать раствору. В нашем примере рассматривается первый вариант.
Шаг 1. На подготовленное основание выкладывается смесь, приготовленная из цемента («четырехсотого» или «пятисотого») и немного влажного песка в соотношении 1:4. Обязательно учитывайте, что после укладки плитка опустится приблизительно на 0,5-0,7 см.
Цементно-песчаный слой
Шаг 2. Далее в соответствии с эскизом укладывается брусчатка. Высота покрытия фиксируется при помощи натянутого шнура. Последний рекомендуется натянуть между двумя кирпичами, расположенными с обеих сторон будущей дорожки, чтобы в дальнейшем по мере необходимости перемещать. Положение отдельных элементов корректируется киянкой. Укладывать брусчатку нужно от себя, при необходимости обрезая элементы болгаркой с алмазным диском.
Процесс укладки брусчатки
Желательно насыпать смесь такими порциями, на какие плитка будет уложена до конца дня.
Шаг 3. Для повышения качества покрытия после мощения брусчатки желательно пройтись сверху виброплитой – так элементы сильнее утрамбуются в основание.
Брусчатка трамбуется виброплитой
Шаг 4. После уборки строительного мусора швы между элементами заполняются смесью из песка и цемента (иногда используются просто влажный песок) при помощи щетки. Излишки смеси убираются. Все, дорожка готова и по ней вполне можно подъехать к частному дому!
Лишнюю смесь нужно удалить
Чтобы усилить конструкцию, можете уложить поверх песка дорожную сетку (до того, как засыпать цементно-песчаную смесь). В случае правильного выполнения всех этапов готовая дорожка прослужит вам верой и правдой в течение долгих лет. Удачи в работе!
Подготовка основания и укладка
Для того чтобы брусчатка не смещалась на момент ее эксплуатации следует правильно подготовить основание. Выделяют 3 основные технологии:
- Бетонная.
- Сочетание цемента и песка.
- Песок.
Планирование и разметка
Начинать работы рекомендуется с планировки и разметки участка, что позволит определить требуемое количество материалов. Другие рекомендации:
- Дорожка должна быть расположена на достаточном расстоянии от деревьев, т.к. корни могут нарушить целостность основания.
- Ширина дорожки должна быть не более 1,2 м. Рекомендуется выбирать кратный размер брусчатки, что уменьшит количество работ.
- Рекомендуется отдавать простые формы дорожек, т.к. при сложных приходится тратить много времени на подрезку камня. Из-за высокой твердости сделать это достаточно сложно.
- Уклон должен создаваться таким образом, чтобы осадки отводились от сооружений.
Подбор технологии устройства дорожек
Технология устройства садовых дорожек делится на четыре типа:
- мягкие;
- жесткие;
- специальные;
- комбинированные.
Мягкие дорожки — дорожки, которые имеют покрытие из гравия, отсева, щебня, а также древесной коры.
Мягкие дорожки – дорожки, которые имеют покрытие из гравия, отсева, щебня, а также древесной коры.
Жесткие дорожки – дорожки, устройство которых выполняется из отдельных элементов, например из тротуарной плитки, монолитного бетона или камня.
Специальные – дорожки, имеющие покрытие из бетона декоративного типа.
Комбинированные – дорожки, устройство которых включают в себя тротуарную плитку и сыпучие материалы.
Расчет материалов для мощения дорожек
На основании созданного плана и выбранного материала, следует производить расчет необходимого количества плитки, брусчатки или камня.
Сначала рассчитывается количество элементов, требуемых для покрытия 1 м2. Полученное количество умножается на общую запланированную под тропинки площадь. Это число отражает необходимый объем материала. При этом следует учитывать, что закупать продукции нужно на 5-10 % больше, чтобы устранить ошибки, допущенные при расчетах (если они были). Кроме того, некоторые элементы могут быть повреждены во время мощения. Закупать материалы лучше одной партией, чтобы не избежать различия в оттенках, качестве.
Дорожки из сыпучих материалов
Засыпные дорожки прекрасны во всех отношениях – недороги, просты в изготовлении, нетребовательны в уходе, отлично отводят влагу и просто красивы. Но есть и минусы – они чаще требуют обновления, и в мокрую погоду не всегда обеспечат чистоту. А еще сыпучие материалы абсолютно непригодны для дорожек с перепадом высоты.
Сырьё для засыпки может быть разным:
- гравий и щебень разных фракций;
- битый кирпич;
- мраморная и гранитная крошка;
- галька;
- песок;
- сосновая кора;
- опилки;
- или даже скорлупа орехов.
Как сделать такие садовые дорожки своими руками? Технология изготовления различна, от очень простой – насыпать и разровнять (но срок службы такой дорожки в саду будет небольшим) до более трудоемких вариантов.
Дорожка из гальки
Неплохо все-таки подготовить основание и установить бордюр. Это удорожает строительство, зато увеличивает срок службы и минимизирует уход – материал не утаптывается массово в землю, не осыпается на газон и грядки, сад с такими дорожками смотрится эстетичнее, чище и опрятнее.
Дорожки из опилок
Если вы посмотрите на современные или старинные английские сады, то увидите там много дорожек из розового гравия. Гравий и щебень хороши для основных дорожек на даче, для капитальных площадок, а песок, кору и опилки можно использовать на тропинках, на огородных дорожках. При укладке садовых дорожек своими руками размер фракции материала выбирайте по собственным критериям – крупные элементы устойчивы к размыванию, дольше служат, а мелкие — приятнее ступням, но могут застревать в обуви. Опилки и песок некомфортны в дождь – пачкают обувь и скользят, но существенно дешевле остальных сыпучих.
Дорожки из гравия
Мощение дорожек и площадок: материалы
Разновидности мощения дорожек и площадок
Дорожки, которые наиболее часто используются для передвижения, необходимо оформить при помощи твердых материалов, чтобы предотвратить появления пыли и грязи, а также обеспечить безопасное и удобное перемещение по ним.
Наиболее распространенным материалом для мощения дорожек и площадок являются штучные изделия из бетона, клинкерного и натурального кирпича. Современный строительный рынок предлагает большое количество различных видов брусчатки, тротуарной плитки, бордюром и других материалов различных по цвету форме и фактуре.
Планировка садовых дорожек и площадок на дачном участке
Прежде чем приступить непосредственно к строительным работам необходимо создать проект планировки территории. Если своими руками выполнить его невозможно, то стоит обратиться к архитектору и сделать это заранее, на этапе проектирования дачного участка.
При создании проекта садовых дорожек и площадок на территории участка необходимо руководствоваться следующими правилами:
Цветовое решение мощения должно соответствовать цвету стен или крыше дома, потому как дорожки не должны выделяться и создавать яркий фон;
Направление и траектория дорожек должны совпадать с тропинками, которые были проложены ранее – от калитки к дому, от дома к гаражу и хозяйственным строениям и т.д.;
На данном этапе следует определить расположение, размеры проездов и площадок на участке и их прямое назначение – проезды, автомобильные стоянки, пути проезда грузовых автомобиле к дому или канализационным системам и т.д.;
Должно быть определено и направление движения потоков сточных вод с дорожек и площадок. Места с мощение должны быть обустроены с уклоном 1 – 2% и не должны выступать в качестве барьера для стока воды на территории участка. По периметру мощения, в местах понижения рельефа, обязательно должно быть предусмотрено устройство водоприемных лотков или колодцев;
При проектировании дорожек и площадок стоит учесть, что минимальная ширина проезда для легкового автомобиля не должна быть меньше трех метров, для парковочной площадки автомобиля требуется место размером 2,5*5 м, а ширина пешеходной дорожки должна составлять минимум 80 см;
Как правила, места проездов и парковки транспорта оформляют при помощи брусчатки толщиной 6 – 8 см. Проезды для грузовых автомобилей должны быть уложены брусчаткой толщиной не менее 10 см. Садовые дорожки также можно выполнить из брусчатки или воспользоваться тротуарной плиткой толщиной 4 – 6 см;
Обязательно нужно проследить, чтобы уровень поверхности земли вокруг площадок и дорожек должен быть ниже верха бордюра на 5 – 10 см. В противном случае почва будет постоянно размываться и загрязнять мощение
Также стоит обратить внимание на то, что уровень земли со временем меняется и поднимается по причине производства работ на участке.
Расположение ворот и размеры мощения площадки на въезде должны быть комфортными для поворота грузового автомобиля, который будет доставлять дрова или строительные материалы в большом объеме.
Если заказ большегрузных машин планируется, то въездные ворота делают шириной 3 – 4 м, а их створки при открытии наружу не должна мешать свободному перемещению людей по улице.
Дизайн тропинки из деревянных спилов
При сравнении древесины с камнем вы сможете понять, что она проигрывает, ведь не отличается прочностью гранита и долговечностью мрамора. Однако при устройстве дорожек довольно часто используются элементы из этого материала. Люди выбирают его из-за привлекательного внешнего вида и натуральности.
Используя деревянные спилы, вы сможете уложить их как кирпичи, что позволит создать декоративное покрытие в деревенском стиле. Старое дерево вы сможете отыскать на даче или в ближайшем лесу. На первом этапе ствол распиливается на отдельные сегменты, толщина каждого из которых должна быть равна примерно 20 см. Можно применить и толстые сучья, такие кругляшки подойдут для декорирования и оформления краев дорожки.
Преимущества плитки в сравнении с другими материалами
Предотвратить размытие грунта во время дождей, избежать подтопления фундамента и создать в меру прочное покрытие позволяют различные технологии. Проведем небольшое сравнительное исследование.
Способ обустройства участка | Затраты на материалы | Уровень профессионализма для выполнения работ | Длительность сохранения начальных свойств | Сопротивляемость атмосферным осадкам, бытовому воздействию | Другие особенности эксплуатации |
Трамбовка грунта | Отсутствуют | Не требуется при ручной трамбовке, процесс происходит автоматически при постоянном перемещении по территории | Минимальное | Отсутствует | Не желательна при наличии автомобиля или других транспортных средств |
Отсыпка песком или гравием | Минимальные | Не требуется, возможно выполнение без техники, с минимальными подсобными устройствами | В зависимости от климата и активности эксплуатации | Средняя/низкая | Ограничено использование транспорта |
Монтаж плит/плиток из натурального камня | Достаточно высокие, в зависимости от сорта и качества камня, размеров плит | Средний/низкий, в зависимости от технологии укладки | Длительное при правильной укладке и средней интенсивности эксплуатации | Зависит от размеров и формы плит, технологии и качества укладки | Ограничено использование транспорта (кроме профессионально уложенной брусчатки) |
Укладка тротуарной плитки | Средние, при выборе бюджетных марок | 10…15 лет | Высокая | Ограничено нахождение на участке тяжелой техники | |
Бетонирование | Средние | Средний, требуется наличие бетономешалки и форм/опалубки для заливки смеси | 5…50 лет в зависимости от качества выполнения покрытия и материалов | ||
Асфальтирование | Средние | Среднее, требуется самодельные или профессиональные каток и устройство для трамбовки |
Как видно из сравнительной таблицы, при сравнительно невысоких затратах и возможности самостоятельного монтажа тротуарная плитка – наиболее подходящий вариант для обустройства участка. При этом разнообразие форм, цветов и эксплуатационных характеристик позволяет создать сочетающиеся по стилю отдельные покрытия для автостоянки, пешеходных дорожек, площадки для барбекю и других активно, но в разном режиме, эксплуатируемых зон.
Важно: тротуарная плитка не обязательно должна быть единственным материалом, используемым для оформления усадьбы. С ней отлично сочетаются песок и щебень, бетон, клинкерный кирпич, натуральный камень разной формы
Различные формы
Есть конкретные типы материала, именно от них отталкиваются строители, выбирая удобный натуральный камень в работу:
- Плитняк. Плоский тип. В укладке крайне неудобен из-за разнящейся толщины. Можно встретить часто на детских площадках.
- Колотая брусчатка. Обычные прямоугольные камни. Классический тип природного материала, к примеру, для мостовых.
- Булыжники. Обязательно имеет округлость. Женщинам на каблуках по такой дорожке пройти очень не просто.
- Валуны. Не основной природный материал, потому что большого размера. Но идеально заполняет резкие перепады и проблемные участки.
Дорожка, вымощенная мраморными плитками.
Сырьё для тротуарной плитки
Мраморная крошка
В основе стройматериала натуральный камень, гранитная и мраморная крошка, бетон, глина. В процессе производства используются также пластификаторы, красители, различное вспомогательное оборудование. В зависимости от технологии облицовку делают полусухим или мокрым (с заливкой раствора в формы) способом.
Качество готового материала зависит от соблюдения пропорций смеси, от времени выдержки и количества слоёв. Однослойные варианты не имеют верхнего декоративного рисунка, двухслойные используются там, где важна эстетическая составляющая ландшафтного дизайна.
Какими бывают дорожки для дачи
Дачные дорожки можно классифицировать по нескольким признакам, однако основным из них является материал в основе. Современный рынок предлагает огромное множество решений, одно из которых вы можете использовать. Природной красотой отличается натуральный камень, однако для некоторых его стоимость достаточно высока.
Если же участок вы хотите обустроить в деревенском стиле, то лучше всего выбрать древесину. Отличным материалом станет и традиционный кирпич, что актуально для площадки около дома из того же материала. Длительное время готова будет прослужить брусчатка или тротуарная плитка. Но дачные дорожки могут быть самыми недорогими и простыми, в данном случае речь идет о тропинке из гравия. Для того чтобы создать уникальное покрытие, можно использовать бетон. Некоторые умельцы комбинируют материалы, чтобы достичь стилевого соответствия с окружающими объектами.