Примеры пигментов
Несколько примеров в категории минеральные пигменты:
- Охра. Желтая краска, содержащаяся в супесях и суглинках, расположенных неподалеку от залежей железа, которое при окислении под воздействием воды выделило пигмент. Цемент и штукатурка чаще всего окрашиваются в теплые оттенки именно добавлением охры. Краска с таким пигментом необычайно хорошо ложится и надежно скрепляется с поверхностью, оставаясь при этом невосприимчивой к щелочам. Кроме охры, оттенки желтого способна давать и сиена. Используется для лессировки и других тонких работ за счет большей насыщенности кремнеземом.
- Оксид хрома. Зеленая краска изготавливается путем инициации комплекса химических реакций. Взрывопожароопасен и токсичен, но устойчив к сверхвысоким температурам, отлично смешивается с натуральными и искусственными пигментами и позволяет создать чрезвычайно прочное покрытие. Применяется в оборонных и промышленных целях как состав для покраски труб и оборудования, работающего при существенных нагрузках.
- Марс. Коричневая краска, получаемая путем прокаливания смеси марганца, оксида железа и раствора оксида алюминия. Подходит для живописи, так как растворяется как водой, так и жирами. Также применяется в отделке поверхностей – штукатурке и обработке дерева: не выгорает и создает поволоку.
- Кобальт. Синяя краска быстро сохнет, отлично ложится тонким слоем, не требует много масла для разведения и невосприимчива к атмосферным явлениям.
Изготовление пигментов – сложная химическая процедура вне зависимости от того, натуральное или искусственное происхождение будет иметь краситель. Именно поэтому для производственных нужд их целесообразно заказывать партиями от проверенных поставщиков.
Найти надежного изготовителя и заключить с ним контракт можно, став экспонентом или посетителем выставки «Химия», которую ежегодно организует ЦВК «Экспоцентр» в Москве.
КатализаторыОсновные понятия химии
Акриловые краски
Эти материалы универсальны, они используются для множества целей: с их помощью можно просто покрасить стены, расписать витражи на стеклах, нанести рисунок на стене и потолке. В общем, сфера их использования ограничивается фантазией. Составы удобны в работе, хорошо удерживаются на поверхности. Но если вы решили нарисовать многокомпонентное изображение на стене, то покупка краски всех необходимых цветов обойдется слишком дорого, а после завершения работ останется большое количество ненужного материала. В таком случае лучше купить базовый ряд, а для создания определенных оттенков провести смешивание акриловых красок.
Смешивание базовых цветов краски дает возможность получить множество разных оттенков, при этом можно существенно сэкономить на покупке
Основной цветовой ряд
Ещё со школьной скамьи каждому известно: при соединении желтого и красного получится оранжевый, но если в тот же желтый добавить голубой, выйдет зеленый. Именно на этом принципе построена таблица смешивания акриловых красок. Согласно ей, достаточно приобрести только основные цвета:
- белый;
- черный;
- красный;
- коричневый;
- голубой;
- желтый;
- розовый.
Можно просто смешивать акриловые краски этих тонов, чтобы получить большинство существующих оттенков.
Основы смешения по таблице
Чтобы правильно смешать материалы, без таблицы не обойтись. На первый взгляд, работать с ней легко: для получения нужного результата достаточно отыскать цвет и посмотреть, какие составные потребуются. Но в таблице смешивания цветов не указаны пропорции, поэтому к основной краске необходимо постепенно добавлять колеровочный материал и наносить смесь на какое-то ненужное изделие: лист фанеры, гипсокартона и так далее. Затем нужно подождать пока высохнет материал. Если цвет соответствует необходимому, можно начинать работы на основной поверхности.
Таблица смешивания цветов:
Техника колерования
Теперь о том, как получать цвета. Посредством смешивания акриловых материалов можно добиться образования двух главных тонов: светлого и темного. Базовые тона: землистый, зеленый, оранжевый, фиолетовый. Для создания цвета рекомендуется придерживаться определенных правил:
- Светлые. В этом случае основным материалом являются титановые белила, к которым добавляют один или два колеровочных состава. Чем меньше будет использовано дополнительных ЛКМ, тем светлее выйдет тон. Так можно сделать большинство оттенков светлой палитры.
- Темные. Для образования оттенков такого типа следует действовать наоборот. Перед тем как смешивать цвета необходимо подготовить базовый тон, черный краситель понемногу вводят в основу. Работая с черной краской, нужно быть осторожным, поскольку она может сделать цвет не темным, а грязным.
- Зеленый. В основной палитре этого оттенка нет, поэтому нужно будет смешать желтый и голубой. Точное соотношение можно узнать только опытным путем.
- Фиолетовый. Это холодный цвет, который получают в результате смешивания голубого с розовым или красным. В некоторых случаях потребуется также добавить черный, чтобы затемнить материал.
- Оранжевый. Для создания этого цвета нужно смешать красный и желтый. Для более насыщенного оранжевого рекомендуется добавлять больше красного и наоборот. Если требуется создать мягкий цвет, к примеру, коралловый, то нужно осветлить материал белилами. Можно ли добавлять темные красители? Да, можно, но в результате смешивания красок может получиться грязный тон.
- Землистый. Здесь главным цветом является коричневый. Добавляя к нему различные оттенки, получают цвет от бежевого до темно-древесного.
Правила работы с палитрой
Для начала потребуется базовый набор красок, кисти, емкость с водой и палитра (можно взять любую поверхность, включая школьные изделия для рисования).
В центре рекомендуется поместить белила, поскольку они используются в создании большинства оттенков. В углубления вокруг (если они есть) размещают красители основного цветового ряда. Смешивать нужно аккуратно, постепенно добавляя колеровочный материал и постоянно проверяя результат. После смешивания цветов кисть следует полоскать в емкости с водой.
Пигменты: влияние на живопись
Пигменты играют важную роль в живописи, они представляют собой отдельные частицы, которые придают красочность и цветность работе художника. В зависимости от пигмента, использование различных оттенков и насыщенности становится возможным.
1. Органические пигменты:
- Синтетические органические пигменты – это химические соединения, созданные в ходе различных процессов, таких как окисление, сульфатирование и фторирование. Художники часто предпочитают использовать синтетические органические пигменты из-за их стабильности, яркости и насыщенности цвета.
- Натуральные органические пигменты происходят из растений, животных или иных природных источников. Они обычно имеют более ограниченную палитру цветов, но могут создавать неповторимую, природную и богатую атмосферу на холсте.
2. Неорганические пигменты:
- Металлические пигменты, такие как медные сульфаты или оксиды, содержат частицы металла, который придает им блеск и металлический оттенок. Они обычно используются в пережигальных техниках или для создания металлических эффектов.
- Минеральные пигменты, такие как оксиды железа, обеспечивают палитру от землистых тонов до ярких красок. Они отличаются стойкостью к воздействию света и других факторов окружающей среды, поэтому их часто используют в живописи на открытом воздухе.
3. Транспарентные и непрозрачные пигменты:
Пигменты могут быть транспарентными или непрозрачными. Транспарентные пигменты пропускают свет сквозь себя, создавая эффект просвечивания и глубины в работе. Непрозрачные пигменты, наоборот, могут скрывать слои или цвета под собой, что дает возможность создавать плотные, насыщенные цвета и текстуры.
4. Устойчивость к свету:
Важным аспектом пигментов в живописи является их устойчивость к свету. Некоторые пигменты могут быть подвержены воздействию ультрафиолетовых лучей, что приводит к выцветанию и потере яркости цвета. Разработка стойких пигментов была одной из важнейших задач для художников.
5. Смешение пигментов:
Художники могут смешивать различные пигменты, чтобы создавать новые оттенки и цвета. Это дает им возможность создавать уникальные комбинации, а также контролировать насыщенность и интенсивность цветов.
Пигменты играют ключевую роль в современной живописи, позволяя художникам создавать неповторимые произведения и передавать свои эмоции через краски и цвета.
Пигменты для красок
Тонкоизмельченные цветные порошки, которые не растворяются в воде, а также в органических растворителях и материалах связующих, но имеют способность смешиваться с ними, образуя при этом красочные составы. Их принято разделять на минеральные (природные и искусственные) и органические.
Данные вещества должны обладать определенными свойствами, а именно обладать хорошей укрывистостью и иметь красящую способность. Их главной особенностью принято считать свето- и атмосфероустойчивость, а также химическую стойкость, ведь именно эти свойства позволяют использовать их в различных условиях. Также, от них требуется определенная антикоррозионная стойкость.
Мы поможем Вам определиться с выбором пигмента, в зависимости от того, какой цвет Вы желаете получить:
Натуральные пигменты
Желаемый цвет | Виды пигментов | Подробнее |
Белый | Известь | Предварительно загасить: залить 1 часть извести 3мя частями воды, тщательно перемешать, процедить. Затем развести водой до густоты молока. |
Мел | Залить 1 часть мела 3мя частями воды, перемешать, процедить, слить и оставить для отстаивания. После осдки мела, воду нужно слить и сверху снять половину мела, просушить его, истолочь и просеить. | |
Белила | Используются для приготовления масляных красок и шпаклевок, которые идут на выправку прошпаклеванных поверхностей. | |
Желтый | Охра | Желтая краска имеет различные оттенки. Она очень устойчива. Если охру прокалить на огне, можно получить жженую охру (коричнево-красную). Укрывистость охры составляет 65-90 г/м2. |
Кроны | Цвет краски от лимонного до оранжевого цвета. Разновидности: свинцовые и цинковые. Укрывистость составляет 110-190 г/м2. | |
Синий | Ультрамарин | Синька зеленого и синего оттенков. Используется в известковых и меловых окрасочных составах. Укрывистость составляет 50 г/м2. |
Лазурь | Нещелочестойкая. Используют только в эмалевых и масляных красках. Темнеет под воздействием солнечных лучей. Добавляют немного сажи для усиления цвета. Укрывистость составляет 10-60 г/м2. | |
Красный | Сурик железный | Кирпично-красного цвета. Укрывистость составляет 20 г/м2. |
Сурик свинцовый | Красно-оранжевого цвета. Для внутренних работ не используют. Ядовита. Укрывистость составляет 100 г/м2. | |
Мумия | От светло-красного до темно-красного цвета. Разновидности: искусственная и естественная. Мало устойчива. Первоначально получаются яркие оттенки, но в последующем быстро темнеют, приобретая темно-буро-красный цвет. Укрывистость составляет 30-60 г/м2. | |
Киноварь | Различные оттенки. Разновидности: естественная и искусственная. Весьма устойчива к щелочам и кислотам. Под воздействием солнечных лучей изменяет цвет. Укрывистость составляет 80-120 г/м2. | |
Зеленый | Умбра | Коричневого цвета разных оттенков. Становится красновато-коричневой после обжига. Укрывистость составляет 40 г/м2. |
Сиена жженая | Близка к охре по своим свойствам. Используется при разделке под ясень или дуб различных поверхностей . Небольшая укрывистость. | |
Черный | Сажа | Образуется при сжигании нефти или газа. Очень легкая, смешивается только с клеевой или мыльной водой или маслом. Укрывистость составляет 15 г/м2. |
Перекись марганца | Природный минерал. Отлично смешивается с водой. Укрывистость составляет 40 г/м2. | |
Древесный уголь | Древесный уголь и графит используются в качестве черной краски после их измельчения и просеивания. Укрывистость графита составляет 30 г/м2. |
Природные минеральные пигменты для красок не обладают широкой цветовой палитрой, но имеют ряд ругих преимуществ: свето-, щелоче- и атмосферостойкость, доступность и небольшая стоимость. Поэтому они находят самое широкое применение в различных красочных составах как для наружной, так и для внутренней отделки зданий. Искусственные же обладают достаточно полной оттеночной гаммой, их употребляют в той же области.
Минеральные наполнители – нерастворимые вещества, в большинстве случаев имеющие белый цвет. Их добавляют в красочные составы для экономии пигментов и для придания им специфических качеств, к примеру, кислото- и огнестойкости, повышенной прочности, и пр. Для красочных составов в качестве этих элементов используют каолин, пылевидный кварц, молотый тальк, асбестовую пыль, слюду и прочие измельченные материалы.
Неорганические искусственные пигменты
В лакокрасочной промышленности используются следующие неорганические пигменты
Чаще всего применяют следующие искусственные неорганические пигменты:
- белые: белила цинковые (ZnO), свинцовые — 2РЬСО3•РЬ(ОН)2, литопоновые (ZnS•BaSO4), титановые (TiO2); эти пигменты используют с масляными или водоэмульсионными связующими;
- красные: сурик свинцовый (РЬ3О4),мумия искусственная (содержит окись железа и сернокислый кальций); искусственный сурик железный (Fе2Оз);
- желтые и оранжевые пигменты: марс желтый или искусственная охра (водная окись железа с наполнителями), ряд солей хромовой кислоты, неправильно называемых кронами (искаженное слово хром), как, например, свинцовый крон, цинковый крон;
- синие: ультрамарин синий (продукт обжига смеси каолина, соды, серы и угля), лазурь малярная
- зеленые: окись хрома (Сг2Оз), зелень хромовая свинцовая ( крон зеленый, зелень цинковая и др.; зелени обычно представляют собой смеси соответствующего крона с лазурью;
- коричневые: например, коричневый железоокисный пигмент;
- черные: например, черный железоокисный пигмент(FeO•Fe2O3).
Частицы искусственных пигментов, получаемых в результате химических процессов, большей частью значительно меньше частиц природных пигментов, получаемых помолом. Размер их находится обычно в пределах 0,1—2m.
Металлические пигменты
Для окраски ответственных открытых конструкций ( в частности, металлических), часто применяют так называемые металлические пигменты& (например, серебристые бронзы алюминиевые или алюминиевый порошок). Частицы таких пигментов имеют пластинчатую форму (толщина их 0,1—2 m, длина до 50—100 m). Благодаря этому они способны плотно располагаться в слое окраски, перекрывая друг друга (наподобие рыбьей чешуи) и образуя панцырную поверхность. Эта особенность в сочетании со способностью металлических чешуек хорошо отражать тепловые и ультрафиолетовые лучи придает подобной окраске повышенную атмосферостоикость и прочность.
Наполнители
Для экономии искусственных пигментов с сильной красящей способностью их разбавляют белыми наполнителями. Для наружных и Других ответственных окрасок лучшими наполнителями являются тонкие порошки тяжелого шпата (BaSО4), талька или каолина. Наполнители же из молотых мела, гипса, ангидрита, или молотого известняка применяют главным образом для внутренних окрасок, так как при их введении атмосферостоикость красочных составов заметно уменьшается.
Плюсы и минусы использования пигментированных красок
Плюсы:
- Более насыщенный цвет и интенсивность покрытия. Пигменты добавляют краске более глубокий и яркий оттенок, что делает ее более привлекательной и выразительной.
- Большой выбор цветовой гаммы. Используя пигментированные краски, можно получить широкий спектр цветов от основных до экзотических, что позволяет выбрать идеальный вариант для любого дизайна или проекта.
- Отличное качество и стойкость цвета. Пигменты имеют устойчивые свойства, которые сохраняют цвет краски в течение долгого времени, что позволяет избежать выцветания или изменения цвета после нанесения покрытия на поверхность.
Минусы:
Более дорогостоящие
Использование пигментированных красок может повлиять на стоимость, так как процесс их производства и улучшенные свойства делают их более дорогостоящими по сравнению с обычными красками.
Требуют повышенной осторожности при использовании. Пигментированные краски могут быть более токсичными и требовать проведения работ в условиях повышенной безопасности
Необходимо избегать контакта с ними и соблюдать все меры предосторожности.
Требуют более тщательной подготовки поверхности. Пигментированные краски могут требовать более тщательной подготовки поверхности перед нанесением, так как их цвет и оттенок могут оказывать большее влияние на конечный результат, что требует большего внимания к деталям и мелочам.
Технические особенности использования
Подкрасить эпоксидку допускается различными способами и большинство из них не являются особо трудными. Главное, чтобы выбранный колер не вступал в конфронтационную реакцию при смешивании со смолой, одновременно делая итоговую массу однородной и придавая ей устойчивость выбранного цвета. Для смешивания можно использовать и эмульсии и порошки. Всегда стоит помнить, что если пигмент создан на водной основе, то развести в его смоле будет довольно-таки трудно. В данном случае необходимо добавить в будущий состав специальный отвердитель.
Профессионалы рекомендуют начинающим мастерам для замешивания пользовать только колер заводского производства. Ввиду того, что они специально приспособлены под технико-физические свойства определенной эпоксидки, проблем с их замешиванием почти не возникает, а окончательный состав будет иметь нужный цвет и прекрасно укладываться на обрабатываемую поверхность.
Красители, выполненные в виде пасты, более подходят для сувенирной работы. Причина кроется в том, что паста сама по себе обладает большой густотой и вязкостью, поэтому при смешивании ее со смолой добиться плотной консистенции для создания более толстого слоя куда проще. Именно это качество и требуется в сувенирном деле. Кроме того, пасты, в большинстве своем, совместимы со всеми типами современных эпоксидных смол и не требуют соблюдения сверхточной дозировки в пропорциях по отношению к основному веществу.
Всегда нужно помнить, что в составе любой цветовой присадки имеются мелкие пигментированные частицы, которые должны при замешивании равномерно распределяться по всей смоляной массе. Такие частицы являются мелкодисперсным веществом, поэтому, чем они меньше, тем качественные пройдет процесс окрашивания рабочей субстанции. Тяжелые и крупные фрагменты будут формировать ненужный осадок по окончании нанесения вещества, что визуально создаст неравномерность нанесенного слоя.
В то же время грамотно осуществляя дозировку пигментных присадок (а их допускается использовать сразу несколько для образования одной рабочей массы), возможно отрегулировать прозрачность будущей смолы, одновременно придав ей необходимые цвета с определенной насыщенностью. Как правило, применяются следующие пропорции: 0,5% колера на 100% смоляной субстанции, создадут прозрачный полимер с блеклым, но довольно различимым цветным оттенком. Соответственно, увеличивая долю колера можно повышать яркость цвета. При изготовлении непосредственного объема рабочей массы рекомендуется приготовить тестовый небольшой объем, дабы оценить прозрачность и будущую плотность оттенка.
Классификация по оттенкам
Керамогранит имитирует в большинстве своем камень, а также дерево, кожу или даже металл, то есть, материалы, которым присуща игра оттенков. К тому же сама структура каменного фарфора и метод изготовления не всегда позволяют получить действительно совершенно однотонный материал.
А поэтому кроме цвета необходимо учитывать еще и степень однородности оттенка.
- Моноколор – максимально одноцветный вариант, который только можно получить. Включения незаметны, зернистость минимальная, оттенок одинаков на всей площади плитки и по всей глубине материала, поскольку пигмент добавляется еще на стадии изготовления сырья. Различают 2 вида материала:
- ахроматические цвета – белый, черный и серый, включая все оттенки: серебро, графит, слоновая кость, молоко и так далее;
- хроматические – собственно цвета: синий, красный, зеленый.
Моноколор можно получить и другим способом: глазурованному керамограниту цвет сообщает эмаль. Здесь однородность даже выше, хотя глазурованные плитки намного чаще выполняются с узором.
- Соль-перец – однотонная поверхность включает темные и светлые вкрапления одинакового размера и в одинаковом объеме, из-за чего и получила свое название. Цвета включений и основного тона подбираются сочетающиеся, но не контрастные. Как правило, основой выступают ахроматические или очень светлые тона. Соль-перец – «любимый» вариант офисных интерьеров: пол при этом выглядит эстетично, солидно, но не ярко и не претенциозно. Однако если соль-перец подобрать в темном цвете, отполировать и обрамить узорчатым бордюром, получается более чем элегантное решение для залов и гостиных. Наиболее часто используется бежевый и серый цвет керамогранита типа соль-перец.
- Под мрамор – та самая несравненная классика. Цветовое богатство природного мрамора огромно, хотя потребитель чаще выбирает ахроматические и очень светлые тона. Керамогранит с исключительной точностью воспроизводит камень со всеми переливами оттенков, прожилками, включениями и прочим. Керамогранит «под мрамор» практически всегда выпускается полированный или лаппатированный, что придает оттенку глубину и насыщенность.
- Текстурный – рельеф создает игру полутонов. Как правило, дизайнеры усиливают этот эффект, используя близкие оттенки. Наиболее известный представитель этой категории – керамогранит «под дерево», где имитируется не только гамма древесины, но и ее структура.
Теперь поговорим о их стоимости:
- По стоимости наиболее доступным оказывается вариант соль-перец – здесь используют минимум недорогих пигментов естественных цветов.
- Моноколор, особенно яркий, дороже, так как для окрашивания применяют пигменты на основе оксидов металла – кобальта, циркония, хрома. Несколько дешевле вариант с частичным окрашиванием, где пигмент оказывается только в верхнем слое плитки.
- Самый дорогой керамогранит – имитация камня. И чем разноцветнее природный аналог – яшма и малахит, например, тем дороже будет и керамогранит, поскольку для получения эффекта придется применять больше различных пигментов.
Пигменты и свойства ЛКМ
http-equiv=”Content-Type” content=”text/html;charset=UTF-8″> href=”https://domsdelat.ru/wp-content/uploads/2020/04/%D1%81%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5-%D0%B2-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8.jpg”>Довольно важным элементов лакокрасочных материалов будет связующий компонент. Его функцией будет соединение пигментных частиц и закрепление их на поверхности. Связующие вещества будут оказывать воздействие и на цвет, потому что они отличаются по коэффициенту преломления световых лучей. Крайне важным показателем для масляных красок будет маслоемкость красителей.
Речь идет про показатель количества масла, которое нужно будет для изготовления красок на определенный уровень пигмента. Показатель емкости масла будет зависеть от общей площади поверхности частичек, а более того, от физико-химических характеристик масла, которое используется в качестве связующего. Еще одним существенным показателем, на который воздействуют пигменты станет скорость просыхания красок. Часть пигментов, например, свинцовые белила и кобальт, делают процесс просыхания интенсивнее. Некоторые пигменты (краплак, газовая сажа и прочие), наоборот, сделают высыхание дольше.
Обратите внимание, что пигмент для красок должен соответствовать эталону цветного фона, который будет определен структурой его частичек, их возможностями по преломлению, поглощению лучей солнца и отражению. Дисперсность воздействует и на иной показатель пигмента – степень укрывистости
Такая характеристика показывает число красителя, нужное на квадратный метр обрабатываемой поверхности. При этом будет подразумеваться, что под слоем материала не будет заметна грунтовка/обрабатываемая поверхность. Показатель зависит от внутренней структуры кристаллов, которым свойственны разные коэффициенты преломления световых лучей
Дисперсность воздействует и на иной показатель пигмента – степень укрывистости. Такая характеристика показывает число красителя, нужное на квадратный метр обрабатываемой поверхности. При этом будет подразумеваться, что под слоем материала не будет заметна грунтовка/обрабатываемая поверхность. Показатель зависит от внутренней структуры кристаллов, которым свойственны разные коэффициенты преломления световых лучей.
Красители, имеющие невысокую дисперсность, находятся в базе корпусных и кроющих лакокрасочных составов, а пигменты с высоким показателем имеют в составе лессировочных (то есть более прозрачных) лакокрасочных материалов. Интенсивность, как пигментная характеристика, является способностью менять тональность красочного слоя при взаимодействии с остальными пигментами. Самая большая интенсивность свойственная органическим красителям с высоким уровнем дисперсности.
https://youtube.com/watch?v=ds-rmEr3LEQ
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Олег Сомов/ автор статьи
Основными требованиями, предъявляемыми к природным пигментам, являются:
- тонкость частиц, которые должны проходить при процеживании почти без остатка через сито с 10 000 отв/см2 (в лучших сортах красок);
- размер частиц колеблется в пределах 0,5—40 ;
- тонкость помола пигмента имеет решающее значение, так как от этого зависит получение тонкой и стойкой пленки и уменьшение расхода связующего в красочной пленке;
Природные пигменты встречаются во многих районах России, производство их сравнительно несложно, а стойкость высока. В частности, все они щелочестойки и почти все светостойки. Поэтому их применяют для наружной окраски фасадов, а также для получения цветных (декоративных) бетонов и растворов.
Однако по разнообразию и яркости окраски природные пигменты значительно уступают искусственным неорганическим и особенно органическим пигментам, вырабатываемым лакокрасочной промышленностью.
Непрерывное крашение.
Непрерывное крашение лучше всего подходит для тканых изделий. Большинство установок непрерывного крашения предназначено для окрашивания материалов, сотканных из смеси полиэфирных и хлопковых волокон. Найлоновые ковры иногда окрашиваются непрерывным способом, однако предназначенные для этого аппараты конструктивно отличаются от аппаратов для крашения безворсовых материалов. Оборудование для непрерывного крашения эффективно и экономично при крашении длинных полос тканей с целью получения определенного однородного цвета (гладкое крашение). Поскольку для загрузки установки непрерывного крашения требуется 450–720 м ткани, этот способ не подходит для коротких полос. Установка непрерывного крашения окрашивает до 9000 м ткани в час. Допуск на изменение цвета должен быть больше для непрерывного крашения, чем для периодического, ввиду большей скорости процесса и большего числа переменных, влияющих на нанесение красителя. Смешанная полиэфирно-хлопковая ткань может быть окрашена за один проход. Полиэфирные волокна окрашиваются в первых ступенях установки посредством процесса термофиксации (при высокой температуре); хлопковые и вискозные волокна окрашиваются в последующих ступенях с использованием пара для закрепления красителя. Незакрепленный краситель и вспомогательные химические препараты вымываются из ткани после окончания процесса. Обычно ткань сушится на горячих каландрах перед выводом из красильного аппарата.
Виды неорганических природных пигментов
Природные пигменты получают механической обработкой (измельчением, отмучиванием и т. п.) окрашенных руд, цветных глин и других пород, содержащих ярко окрашенные минералы.
Наша страна богата разнообразными цветными породами, пригодными для получения дешевых и стойких природных пигментов различного цвета: белого (мел), желтого (охра), темно-желтого (сиена), розового, красного (мумии), вишнево-красного (сурики железные), коричневого (умбра), зеленовато-серого (глауконитовые глины) и других цветов.
Окраска пигментов возникает благодаря избирательному поглощению кристаллической решеткой пигмента волн той или другой длины. В результате, пигмент кажется окрашенным в цвет, который дополняет поглощенный. Beщества, присутствие которых обусловливает окраску пигментов, называя хромофорами («носителями цвета»).
В природных пигментах хромофорами являются чаще всего окислы железа, окислы марганца и других металлов, а также углеродистые вещества.)
Природные пигменты можно разделить на ряд групп.
Железоокисные пигменты
Железоокисные пигменты (желтые, красные, коричневые) окраска которых зависит главным образом от вида и количества содержащихся в них окислов железа.
Гидраты окиси железа (Fe2О3 : nН2О) имеют золотистый, желтый и бурый цвета, безводная окись железа (Fe2O3 —красный, различных оттенков оранжево-красного до фиолетово-красного), закись-окись железа| (FeO • Ре2Оз)—синевато-черный. Смеси этих окислов имеют различные переходные оттенки.
Желтые железоокисные пигменты (природные охры и сиены) состоят из гидрата окиси железа с примесью большего или меньшего количества глины. Цвет охр зависит от вида и относительного количества гидрата окиси железа, а также от характера примесей. Обычно он меняется от светложелтого и золотистого до темножелтого. При нагревании Fe2O3•nН2О дегидратируется и приобретает цвет: при 150—250°—желтовато-красный, а при 600—700°—красный.
Охры
Охры — дешевые и очень стойкие пигменты, широко применяемые для малярных составов всех видов. Качество охры тем выше, чем больше в ней гидрата окиси железа.
Сиены
Сиены отличаются от охр меньшим содержанием глинистых веществ и повышенным содержанием SiO2 в коллоидной форме. Сиену применяют для окраски, имитирующей текстуру дорогих пород дерева.
Красные железоокисные пигменты
Красные железоокисные пигменты делятся на:
- а) природные мумии, получаемые прокаливанием и измельчением руд и содержащие 20—70% Fe2O3; цвет мумий— от светлокрасного до коричнево-красного — зависит от содержания окиси железа;
- б) природные железные сурик и, получаемые измельчением руд, содержащих 75—90% окиси железа («красный железняк»).
Все железоокисные пигменты очень стойки по отношению к действию света и к атмосферным влияниям, а окраска железным суриком защипает сталь от коррозии. Благодаря хорошим свойствам эти пигменты применяют очень часто и со всеми видами связующих.
Углекислые пигменты (измельченные мел, известняки и доломиты)
Их применяют главным образом с водно-клеевыми связующими, с растворимым стеклом, известью и т. п. В масляных составах эти пигменты не используются, так как приобретают грязный, желто-серый цвет.
Сульфатные пигменты
Сульфатные пигменты, из которых наиболее часто используется барит (BaSO4), главным образом в качестве наполнителя, обладающего малой маслоемкостью и высокой атмосфероетойкостыо.
Глинистые пигменты
Глинистые пигменты глины различных цветов, (например зеленая глауконитовая глина) большей частью недостаточно ярких и чистых.
Кремнеземистые пигменты, в которых хромофорами являются окислы хрома (зеленый цвет), меди (синий цвет) и других металлов в соединении с SiO2. Эти пигменты обычно дороги, так как минералы, из которых их получают, в природе встречаются сравнительно редко.
Марганцевые пигменты
Марганцевые пигменты (коричневого и черного цвета) получают из марганцевых руд, содержащих различное количество водных или безводных окислов марганца. Например, измельчением руды, состоящей из МпО2, получают весьма стойкий пигмент черного цвета (пиролюзит).
Углеродистые коричневые и черные
Углеродистые коричневые и черные пигменты получают обработкой рыхлых скоплений, образовавшихся в результате видоизменений угля в природных условиях.
Цветные горные породы большей частью загрязнены грубыми примесями (песком и т. п.). Однако способы освобождения их от этих примесей сравнительно несложны. Породу измельчают, а затем отмучиванием водой отделяют тонкие частицы от грубых; после высушивания (иногда прокаливания) и помола отмученной части получают порошок более яркого цвета.
Как пигменты показывают себя в работе?
Наличие пигментов в красках обозначаются буквами, которые вы можете увидеть на баночках/тюбиках. Смешивая краски, нужно понимать, что вы смешиваете и пигменты! Например, смешав одну краску с двумя пигментами и другую с тремя, вы получите – новый оттенок, состоящий из пяти пигментов!!! Это очень простая математика, которая помогает определить, какие краски можно смешивать друг с другом, а от каких лучше отказаться. Помните: чем больше пигментов вы смешаете, тем сложнее и грязнее будет оттенок. Особенно это будет заметно на упражнениях со смешиванием цветов, которую вы сможете сделать сами. Тем самым, изучить поведение красок, и даже выявить для себя новые, интересные цвета.